Алкогольная продукция
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция - водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды продукции, как:
1) водка. Водка - спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции (п. 10 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
2) ликеро-водочные изделия. Ликеро-водочные изделия - спиртованные напитки крепостью 12 - 60 процентов, приготовленные смешиванием полуфабрикатов (спиртовых настоев, соков, морсов, ароматных спиртов), эфирных масел с этиловым ректификованным спиртом, водой с добавлением красителей, виноградных вин, коньяка, лимонной кислоты и др. (НТП 10-12977-2000 "Нормы технологического проектирования предприятий ликероводочной промышленности" (утв. Минсельхозпродом РФ 15.05.2000));
3) коньяк. Коньяк - спиртной напиток с содержанием этилового спирта не менее 40 процентов объема готовой продукции (за исключением коньяка с защищенным географическим указанием, коньяка с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка), который произведен из коньячных дистиллятов, полученных фракционной дистилляцией (перегонкой) виноматериалов, произведенных из винограда, и выдержан в дубовых бочках или дубовых бутах либо в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Коньяк с защищенным географическим указанием, коньяк с защищенным наименованием места происхождения, коллекционный коньяк должны иметь содержание этилового спирта не менее 37,5 процента объема готовой продукции. Коньячный дистиллят, выдержка которого составляет более пяти лет, выдерживается в дубовых бочках или дубовых бутах. Коньяк, выдержка которого составляет более пяти лет, производится из коньячных дистиллятов, прошедших полный цикл производства дистиллятов (п. 10.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
4) вино. Вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции. Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15 процентов объема готовой продукции. При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания. При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4 процента. При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание - на любой стадии технологического процесса до момента розлива (п. 11 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
5) фруктовое вино. Фруктовое вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта (п. 12.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
6) ликерное вино. Ликерное вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления (за исключением специального вина) этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята. При производстве ликерного вина с защищенным географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения допускается добавление ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино) (п. 12.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
7) винные напитки. Винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22% объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50% виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды (п. 12.3 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
9) сидр. Сидр - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода (п. 12.4 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
10) пуаре. Пуаре (грушевый сидр) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода (п. 12.5 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
11) медовуха. Медовуха (медовый напиток) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5% до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта (п. 12.6 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
12) пиво. Пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода (п. 13.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
13) напитки, изготавливаемые на основе пива. Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (п. 13.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);
14) иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации). Перечень пищевой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.11.2017 N 1344.
Табачная продукция
К подакцизным товарам согласно пп. 5 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ относится табачная продукция.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 107 с 15 мая 2016 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года N 53 в отношении Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) были установлены переходные положения, из которых следует, что:
применительно к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента ТР ТС 035/2014, выданные или принятые до дня его вступления в силу (т.е. до 15 мая 2016 года) документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 ноября 2017 года;
до этого же срока (т.е. до 15 ноября 2017 года) при наличии вышеназванных документов на территории Российской Федерации допускаются производство и выпуск в обращение (до полной реализации) названной продукции не в соответствии с обязательными требованиями, установленными ТР ТС 035/2014, а в соответствии с обязательными требованиями, установленными Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". Однако такая продукция не может маркироваться в соответствии с разделом XI ТР ТС 035/2014, а маркируется знаком обращения на рынке в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 696 "О знаке обращения на рынке".
Так как Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года N 53 "О переходных положениях технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014)" изначально в общем и целом в равной степени адресовано всем государствам - членам Евразийского экономического союза (далее - Союз) безотносительно к факту наличия/отсутствия технического регулирования в отношении производства и оборота табачной продукции на национальном уровне, то необходимо иметь в виду, что поскольку в Российской Федерации вопрос обязательной оценки соответствия табачной продукции до вступления в силу ТР ТС 035/2014 был урегулирован Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", на ее территории не подлежат применению положения подпунктов "б" и "в" пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года N 53, согласно которым:
до 15 ноября 2016 года на территории Союза допускаются производство и выпуск в обращение без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу ТР ТС 035/2014 обязательной оценке соответствия согласно актам, входящим в право Союза, или законодательству государства-члена;
обращение такой продукции допускается до ее полной реализации на территории государства-члена, на которой такая продукция была выпущена в обращение.
Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, на территории Российской Федерации вплоть до 15 ноября 2017 года может производиться и вводиться в оборот посредством импортирования табачная продукция, имеющая декларацию о соответствии, принятую до 15 мая 2016 года в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". При этом находиться в обращении такая продукция может и после 15 ноября 2017 года до ее полной реализации.
Одновременно с 15 мая 2016 года начинается производство, импорт и выпуск в обращение табачной продукции, изготовленной в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014.
Согласно пунктам 33, 34 ТР ТС 035/2014 оценка соответствия табачной продукции, относящейся к его области применения (см. раздел I), производимая в форме подтверждения соответствия, предусматривает, что перед выпуском в обращение на рынок государств-членов она подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Декларация о соответствии составляется по единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ее оформления, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293, и подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 года N 76.
Разделом VII ТР ТС 035/2014 установлены требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий, произведенных в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014, которая наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) на русском языке и, в частности, в себя включает:
предупреждение о вреде потребления табачных изделий, которое должно располагаться на верхних частях лицевой и обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции и занимать не менее 50 процентов площади этих сторон. При этом допускается его расположение на нижней части обратной основной стороны потребительской упаковки табачной продукции, если при верхнем расположении предупреждение перекрывается маркой или разрушается при обычном открывании потребительской упаковки (см. пункт 29 ТР ТС 035/2014);
надпись: "Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества", наносимую на боковую поверхность потребительской упаковки табачной продукции цветом, контрастным по отношению к основному цвету этой упаковки, шрифтом Helvetic размером не менее 17% поверхности площади боковой стороны упаковки (см. пункт 30 ТР ТС 035/2014);
единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (наносится с соблюдением правил, установленных разделом XI ТР ТС 035/2014);
наименование вида табачного изделия; наименование табачной продукции;
наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;
наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический);
сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);
сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);
сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном российским законодательством (см. в этой связи статью 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторую), статью 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", часть 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Также необходимо учесть, что поскольку согласно подпункту "г" пункта 2 ТР ТС 035/2014 его действие не распространяется на некурительные табачные изделия, они остаются объектом технического регулирования Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (Информация Роспотребнадзора от 20.05.2016 "О вступлении в силу технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию").
Таким образом, начиная с 15 мая 2016 года при оценке соответствия табачной продукции в рамках осуществления государственного контроля (надзора) необходимо в каждом случае в целях надлежащей идентификации объектов технического регулирования прежде всего достоверно устанавливать факт отнесения или неотнесения соответствующего конкретного вида табачного изделия, находящегося в обращении, к области применения либо Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), либо Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". При этом применительно к ТР ТС 035/2014 в числе прочего следует руководствоваться Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года N 9 "О перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования".
Легковые автомобили и мотоциклы
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ в перечень подакцизных товаров включены легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.
Классификацию механических транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, регламентирует ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".
Согласно указанному ГОСТу транспортные средства, применяемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения, относятся к легковым автомобилям (категория М1). В случае если таких мест более восьми, эти транспортные средства классифицируются как автобусы (категории М2, М3).
Исходя из изложенного, если транспортные средства (в частности, микроавтобусы) имеют не более восьми пассажирских мест для сидения, они признаются подакцизными товарами. В случае если пассажирских мест для сидения более восьми, это транспортное средство не подлежит налогообложению акцизом.
Бензин автомобильный
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ автомобильный бензин является подакцизным товаром.
С 31 декабря 2012 года вступил в силу Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826).
Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
В Техническом регламенте ТС применяются, в частности, следующие термины и их определения: автомобильный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением.
В силу п. 4.1 ст. 4 ТР ТС 013/2011 автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
В пункте 4.13 статьи 4 Технического регламента установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать в том числе наименование и обозначение марки топлива; нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента Таможенного союза. В соответствии с пунктом 6.1 ТР ТС 013/2011 перед выпуском в обращение производится декларирование соответствия.
Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1 к ТР ТС 013/2011. Так, согласно приложению 1 обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин;
вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом;
третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
Дизельное топливо
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ дизельное топливо отнесено к подакцизным товарам.
При отнесении в целях исчисления акцизов произведенных нефтепродуктов к дизельному топливу или судовому топливу следует руководствоваться положениями Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826.
Дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.
Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в Приложении 1 к Техническому регламенту.
Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.
Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
Прямогонный бензин
Согласно определению, содержащемуся в пп. 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ, под прямогонным бензином в целях исчисления акцизов признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:
перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.
В целях настоящей главы бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:
плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;
значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.
При этом в целях главы 22 Налогового кодекса РФ не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:
фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;
фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;
фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;
фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;
фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;
фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;
фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;
фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов.
Статья 182. Объект налогообложения
Комментарий к статье 182
Объект налогообложения по подакцизным товарам
Согласно п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ акцизами облагаются перечисленные ниже операции с подакцизными товарами.
Их условно можно разделить на 2 группы:
1. Операции с подакцизными товарами, которые осуществляют их производители. К ним относятся:
- реализация подакцизных товаров на территории России (пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- передача подакцизных товаров по договорам переработки давальческого сырья (пп. 7 и 12 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- передача подакцизных товаров в структуре организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров и собственных нужд (пп. 8 и 9 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- передача подакцизных товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (совместной деятельности) (пп. 10 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- передача подакцизных товаров участникам (правопреемникам, наследникам) при их выходе (выбытии) из организации;
- передача подакцизных товаров, произведенных простым товариществом, участникам (правопреемникам, наследникам) при выделе их доли из общего имущества товарищества, а также при разделе такого имущества (пп. 11 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- передача между структурными подразделениями организации (не являющимися самостоятельными плательщиками акциза) произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции (кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), в том числе при передаче этилового спирта-сырца для производства ректификованного спирта (пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ).
2. Операции с подакцизными товарами, которые совершают другие лица (не производители). К ним относятся:
- продажа переданных на реализацию (по решению судов или других уполномоченных органов) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность (пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (пп. 20 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина (пп. 21 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (пп. 29 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов (пп. 32 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- оприходование переданных на переработку средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов (пп. 33 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);
- предстоящая закупка этилового (в т.ч. спирта-сырца) или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции с обязательной уплатой авансового платежа акциза (п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);






