Таким образом, налоговая база по акцизам определяется в случаях, когда установлены:
1) твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) адвалорные (в процентах) налоговые ставки - как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость;
3) комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок - как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза.
В настоящее время применяются только два вида налоговых ставок по акцизам:
- комбинированные, которые установлены в отношении сигарет и папирос;
- твердые или специфические, которые установлены в отношении остальных подакцизных товаров.
В случае если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенная налогоплательщиком в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 187 Налогового кодекса РФ, менее объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС (п. 2.1 ст. 187 Налогового кодекса РФ).
Пункты 7 - 14 ст. 187 Налогового кодекса РФ устанавливают порядок определения налоговой базы при совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров.
Так, п. 7 ст. 187 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговая база при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении.
Положения п. 8 ст. 187 Налогового кодекса РФ о том, что налоговая база определяется как объем полученного (оприходованного) прямогонного бензина в натуральном выражении, распространяются на такие объекты налогообложения акцизами, как:
а) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
б) совершаемое лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
в) совершаемое лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности.
Налоговая база по объектам налогообложения, указанным в пп. 25 - 27 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, определяется как объем полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении. Указанное следует из п. 9 ст. 187 Налогового кодекса РФ.
Положения п. 9 ст. 187 Налогового кодекса РФ о том, что налоговая база определяется как объем полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении, распространяются на такие объекты налогообложения акцизами, как:
а) получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей главы 22 Налогового кодекса РФ получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность по договору с российской организацией;
б) совершаемое лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
в) совершаемое лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в пп. 28 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, определяется как объем полученного авиационного керосина в натуральном выражении. Указанное следует из п. 10 ст. 187 Налогового кодекса РФ.
Положения п. 10 ст. 187 Налогового кодекса РФ о том, что налоговая база определяется как объем полученного авиационного керосина в натуральном выражении, распространяется на такие объекты налогообложения акцизами, как получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Для целей главы 22 Налогового кодекса РФ получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией.
Пунктом 14 ст. 187 установлено, что в налоговой базе, исчисленной налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, объем указанной продукции, возвращенной покупателем, не учитывается.
Пример. Налогоплательщик представил в инспекцию декларацию, в которой заявил вычет уплаченного акциза по возвращенной продукции. По Налоговому кодексу РФ производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции не имеет права на вычет уже уплаченного акциза в случае ее возврата. Налогоплательщик посчитал, что, если он уплатит акциз при повторной реализации возвращенной ему продукции, возникнет двойное налогообложение.
По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычете, оштрафовала производителя за неполную уплату акцизов, доначислила акциз и пени.
Налогоплательщик, не согласившись с инспекцией, обратился в суд. Суды оставили решение налогового органа в силе. Они указали, что налогоплательщик имеет право на вычет по акцизу в случае возврата покупателем подакцизных товаров, за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Налогоплательщик обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ. Он ссылался на двойное налогообложение и нарушение принципа равенства производителей алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции по сравнению с другими плательщиками акциза.
Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы Налогового кодекса РФ не нарушают конституционные права налогоплательщиков. Конституционный Суд РФ отметил, что объектом обложения акцизами является реализация, а не сам товар. Каждая операция по реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции ее производителями подлежит обложению акцизом - независимо от того, осуществляется ли реализация вновь произведенного товара или же ранее возвращенного покупателем. Таким образом, двойного налогообложения не возникает.
Указанная позиция отражена в Информации ФНС России "О запрете применения вычета по акцизу за алкогольную или подакцизную спиртосодержащую продукцию при возврате покупателем подакцизных товаров" (текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.naLog.ru по состоянию на 13.04.2018).
Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки
Комментарий к статье 187.1
Пунктом 1 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, расчетная стоимость определяется следующим образом:
Количество единиц
потребительской упаковки (пачек)
Расчетная Максимальная розничная табачных изделий, реализованных
стоимость цена, указанная на (переданных) в течение отчетного
табачных = единице потребительской x налогового периода (или ввозимых
изделий упаковки (пачке) на территорию Российской
табачных изделий Федерации и иные территории,
находящиеся под ее юрисдикцией)
В соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ в отношении сигарет и папирос применяются комбинированные ставки акцизов. При этом начиная с 2012 года ставки акцизов на указанные виды табачной продукции не дифференцируются в зависимости от наличия (или отсутствия) фильтра.
Комбинированная ставка состоит из двух частей:
- специфической составляющей ставки акциза, устанавливаемой в твердой сумме (в рублях за 1 тыс. штук);
- и адвалорной составляющей ставки акциза, устанавливаемой в процентах к стоимости реализованных (переданных) сигарет и папирос, исчисленной исходя из максимальных розничных цен.
Кроме того, наряду с комбинированной ставкой утверждена минимальная специфическая ставка акциза в твердой сумме (в рублях за 1 тыс. штук), которая установлена во избежание занижения налогоплательщиками максимальных розничных цен и снижения поступления акцизов в бюджет.
Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и сферы услуг. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Согласно п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ в целях исчисления акцизов под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков: индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.
Исчисление акцизов на табачные изделия в зависимости от максимальных розничных цен позволяет обеспечить стабильные поступления указанного налога в федеральный бюджет в случае снижения объема производства сигарет и папирос в натуральном выражении.
Кроме того, установление наряду с комбинированной ставкой минимальной специфической ставки в твердой сумме позволяет обеспечить определенный уровень доходов бюджета в случае снижения максимальных розничных цен.
Сумма акциза по сигаретам и папиросам с учетом комбинированной ставки рассчитывается налогоплательщиком в следующем порядке:
- определяется сумма акциза, соответствующая специфической составляющей ставки акциза, путем умножения количества реализованных в истекшем налоговом периоде сигарет и папирос на специфическую составляющую ставки;
- определяется сумма акциза, соответствующая адвалорной составляющей ставки акциза, путем умножения стоимости реализованных в истекшем налоговом периоде сигарет и папирос, исчисленной исходя из максимальных розничных цен, на адвалорную (в процентах) составляющую ставки акциза;
- определяется сумма акциза по комбинированной ставке путем сложения вышеуказанных сумм;
- определяется минимальная сумма акциза путем умножения количества реализованных сигарет и папирос на минимальную ставку акциза, установленную в рублях;
- сумма акциза, исчисленная по комбинированной ставке, сравнивается с минимальной суммой акциза.
Если сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке акциза, равна или больше минимальной суммы акциза, то в бюджет уплачивается сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке; если сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, меньше минимальной суммы акциза, в бюджет уплачивается сумма, рассчитанная по минимальной ставке акциза.
Пунктом 3 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - изготовителей либо импортеров сигарет (папирос) предусмотрена обязанность подавать в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту таможенного декларирования подакцизных товаров) уведомление:
а) о максимальных розничных ценах, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ. Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ). Информация о максимальных розничных ценах на табачные изделия, содержащаяся в уведомлениях, размещается на сайте ФНС России в соответствии с п. 3 ст. 187.1 Налогового кодекса и Приказом ФНС России от 28 мая 2012 года N ММВ-7-3/354@ "О создании информационного ресурса "Сведения о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации";
б) и минимальных розничных ценах, исчисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предусмотрено установление минимальной розничной цены на табачную продукцию. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Согласно положениям п. 3 данной статьи минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75% от максимальных розничных цен. В настоящее время ФНС России, в соответствии со ст. 187.1 Налогового кодекса РФ, осуществляет публикацию на своем официальном сайте максимальных розничных цен, указываемых производителями табачной продукции в уведомлениях, представляемых ими в налоговые органы.
Уведомление оформляется по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены.
Форма уведомления, порядок его заполнения и представления в налоговый орган, в том числе в электронном виде, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления, порядок его заполнения и представления в таможенный орган, в том числе в электронном виде, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Каждое уведомление должно содержать полный перечень марок (наименований) табачных изделий.
В соответствии с п. 3 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ Приказом ФНС России от 28 марта 2014 года N ММВ-7-3/120@ "Об утверждении формы и формата представления в электронном виде уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, порядка его заполнения и представления в электронном виде" утверждены:
форма уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации;
формат представления уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, в электронном виде;
порядок заполнения уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации;
порядок представления налогоплательщиками в налоговые органы уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, в электронном виде.
Согласно п. 4 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ информация о максимальных розничных ценах, а также о месяце и годе изготовления, заявленных в уведомлении, должна быть нанесена на каждую потребительскую пачку (упаковку) табачных изделий. Исключение сделано только в отношении сигарет и папирос, которые не подлежат налогообложению в соответствии со ст. 185 Налогового кодекса РФ, в том числе при помещении таких изделий под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли.
Статьей 187.1 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение срока действия уведомления не допускается производство сигарет или папирос с нанесением информации о максимальной розничной цене, отличной от максимальной розничной цены, указанной в уведомлении.
Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, действуют не менее одного календарного месяца. Налогоплательщикам предоставлено право изменять максимальную розничную цену на все марки (наименования) или несколько марок (наименований) табачных изделий, при этом они обязаны подавать в налоговый (таможенный) орган новое уведомление за 10 дней до начала следующего налогового периода. Максимальные розничные цены, указанные в новом уведомлении, подлежат нанесению на каждую единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи уведомления, но не ранее истечения минимального срока действия предыдущего уведомления.
Как установлено ст. 14.6 КоАП РФ, завышение максимальной розничной цены, указанной на упаковке производителем, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб.; на должностных лиц - 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года.
Указанные разъяснения дал Минфин РФ в письме от 19 июля 2012 года N 03-07-06/187.
Кроме того, отметим, что в соответствии с Национальной стратегией по борьбе против табака на 2009 - 2014 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, предполагается осуществление комплекса налоговых мер, в том числе:
- увеличение ставок акцизов на табачные изделия, обеспечивающее повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия, при этом не приводящее к снижению налоговых сборов и стимулированию нелегальной торговли табачными изделиями;
- регулярный пересмотр ставок акцизов в сторону их увеличения темпами, опережающими уровень инфляции, с учетом покупательной способности потребителей.
В настоящее время в отношении таких видов табачных изделий, как сигареты и папиросы, ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации установлены комбинированные ставки акцизов.
Комбинированная ставка акциза состоит из специфической и адвалорной составляющих. Специфическая составляющая ставки акциза определяется в твердой сумме - в рублях за 1 тыс. штук реализованных или переданных сигарет (папирос). Адвалорная составляющая устанавливается в процентах от максимальной розничной цены реализованных табачных изделий.
Таким образом, максимальная розничная цена является необходимым элементом, участвующим в расчете ставки акцизов на табачные изделия. При этом исчисление суммы акциза исходя из максимальной розничной цены табачных изделий позволяет избежать занижения налогоплательщиками сумм уплачиваемых в бюджет акцизов.
Статья 188. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Статья 189. Увеличение налоговой базы при реализации подакцизных товаров
Комментарий к статье 189
Комментируемой ст. 189 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок увеличения налоговой базы при реализации подакцизных товаров.
При определении налоговой базы по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, стоимость подакцизных товаров увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары, в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.
Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы вышеперечисленных платежей, полученных в счет оплаты подакцизных товаров, дата реализации которых определяется согласно п. 2 ст. 195 Налогового кодекса РФ, то есть как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.
Эти положения применяются к операциям по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены только адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
Но адвалорная составляющая ставки акциза, которая устанавливается в процентах к стоимости реализованных (переданных) сигарет и папирос, исчисленной исходя из максимальных розничных цен, входит в состав комбинированной ставки акциза.
Однако Налоговым кодексом РФ не предусмотрено распространение данных положений на адвалорную составляющую комбинированной ставки по акцизам.
Адвалорная и комбинированная ставки акцизов - это разные виды ставок, так как их применение предопределяет разный порядок расчета налоговой базы и суммы акциза.
Статья 190. Особенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок
Комментарий к статье 190
В соответствии с п. 1 ст. 190 Налогового кодекса РФ при условии ведения раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) подакцизных товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам, налоговая база при реализации (передаче) или получении таких товаров определяется отдельно по каждому виду реализуемого (передаваемого) или полученного подакцизного товара.
При отсутствии у налогоплательщика такого учета в соответствии с п. 2 ст. 190 Налогового кодекса РФ по всем операциям реализации (передачи) этих товаров определяется единая налоговая база.
Статья 191. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Комментарий к статье 191
Комментируемой ст. 191 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налоговая база по подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, в том числе полученным в результате переработки вне ее таможенной территории, определяется в зависимости от установленных в отношении данных товаров налоговых ставок:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (в рублях и копейках за единицу измерения) ставки акцизов, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах от стоимости) ставки акцизов, - как сумма таможенной стоимости этих товаров и таможенной пошлины.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров. Если в составе одной партии подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории России, налоговая база определяется в аналогичном порядке.
Статья 192. Налоговый период
Комментарий к статье 192
В соответствии с п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Статьей 192 Налогового кодекса РФ определен налоговый период по акцизам.
Налоговый период по акцизам установлен как каждый календарный месяц.
Статья 193. Налоговые ставки
Комментарий к статье 193
Комментируемая ст. 193 Налогового кодекса РФ посвящена размеру налоговых ставок по акцизам.
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 335-ФЗ) размеры налоговых ставок по акцизам были изменены.
Закон N 335-ФЗ был разработан в целях стимулирования инвестиционной активности на территории Российской Федерации, финансового обеспечения мероприятий по созданию инфраструктуры автомобильного транспорта, совершенствования порядка обложения акцизами средних дистиллятов, сохранения экономически обоснованного уровня фискальной нагрузки по уплате страховых взносов для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, а также увеличения поступлений акцизов в бюджетную систему.
Законом N 335-ФЗ было предусмотрено в том числе:
а) увеличение с 1 января 2018 г. ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на 50 копеек в расчете на 1 литр и на 50 копеек с 1 июля 2018 г. на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л. с.;
б) уточнение определения для целей налогообложения средних дистиллятов и введение института свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.
Статья 194. Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза
Комментарий к статье 194
В ст. 194 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров (в том числе при ввозе на территорию России) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
В соответствии с п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 187 - ст. 191 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 194 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 187 - ст. 191 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 194 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Таким образом, расчет суммы акциза производится по следующим формулам:
а) по товарам, на которые установлены специфические ставки:
С = О x А,
где С - сумма акциза;
О - налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;
А - ставка акциза (в руб. и коп. за единицу измерения товара);
б) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки:
С = О x А: 100%,
где С - сумма акциза;
О - налоговая база (стоимость реализованной продукции, определенная по каждому виду подакцизных товаров);






