Глава 23. Налог на доходы физических лиц 6 страница

Налоговая база по операциям РЕПО определяется в соответствии с п. 6 ст. 214.3 Налогового кодекса РФ как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО. При этом доходы или расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли на дату их получения (осуществления) в соответствии с п. 10 ст. 214.3 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 21.11.2016 N 03-04-07/69499).

 

Статья 214.4. Особенности определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами

 

Комментарий к статье 214.4

 

Налоговая база по операциям займа ценными бумагами определяется в соответствии со ст. 214.4 Налогового кодекса РФ.

Передача ценных бумаг взаем осуществляется на основании договора займа, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств, удовлетворяющего условиям, определенным п. 2 ст. 214.4 Налогового кодекса РФ (далее - договор займа) (п. 2 ст. 214.4 Налогового кодекса РФ).

Порядок определения налоговой базы, установленный настоящей статьей, применяется к операциям займа ценными бумагами, осуществленным за счет налогоплательщика агентом, комиссионером, поверенным, доверительным управляющим, действующим на основании гражданско-правового договора, в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг (фондовую биржу) (абз. 2 п. 2 ст. 214.4 Налогового кодекса РФ).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 214.4 Налогового кодекса РФ порядок определения налоговой базы, установленный данной статьей, применяется к операциям займа ценными бумагами, осуществленным за счет налогоплательщика агентом, комиссионером, поверенным, доверительным управляющим, действующим на основании гражданско-правового договора, в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг (фондовую биржу).

Таким образом, из вышеприведенной нормы следует, что она применяется в случаях, когда по договору займа ценных бумаг на стороне физического лица выступает агент или иное лицо, действующее при заключении такого договора от имени физического лица и за его счет.

В иных случаях, когда договор займа ценными бумагами заключается без участия упомянутых лиц, положения ст. 214.4 Налогового кодекса РФ не применяются (письмо Минфина России от 20.04.2018 N 03-04-05/26979).

В соответствии с п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

При этом договор займа является реальным договором, то есть считается заключенным только с момента передачи денег или других вещей.

В соответствии с комментируемой статьей договор займа, выданного (полученного) ценными бумагами, должен предусматривать выплату процентов в денежной форме. Срок действия такого договора не должен превышать одного года.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 214.4 Налогового кодекса РФ ставка процента или порядок ее определения устанавливаются условиями договора займа. В целях расчета процентов стоимость ценных бумаг, переданных по договору займа, в том числе по договору займа в целях совершения маржинальных сделок, принимается равной рыночной цене соответствующих ценных бумаг на дату заключения договора займа, а при отсутствии рыночной цены - расчетной цене.

При этом в целях ст. 214.4 Налогового кодекса РФ рыночная цена и расчетная цена ценной бумаги определяются в соответствии со ст. 280 Налогового кодекса РФ соответственно (абз. 5 п. 2 ст. 214.4 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 214.5. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества

 

Комментарий к статье 214.5

 

В соответствии со ст. 214.5 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" по договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.

В договоре инвестиционного товарищества товарищи участвуют в пределах и в объеме, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором инвестиционного товарищества, при этом один или несколько товарищей (управляющие товарищи) осуществляют от имени всех товарищей ведение общих дел товарищей.

Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества.

Налоговая база по доходам от участия в инвестиционном товариществе определяется налогоплательщиками на основании сведений о доходах и об убытках инвестиционного товарищества, представляемых им участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета.

Согласно п. 3 ст. 214.5 Налогового кодекса РФ налоговая база по доходам от участия в инвестиционном товариществе определяется раздельно по следующим осуществленным в рамках инвестиционного товарищества операциям:

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

3) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке;

4) с долями участия в уставном капитале организаций;

5) по прочим операциям инвестиционного товарищества.

При расторжении или прекращении договора инвестиционного товарищества в налоговую базу включаются доходы по указанным выше операциям, полученные по операциям инвестиционного товарищества в налоговом периоде, в котором договор инвестиционного товарищества прекратил действовать, и не включаются доходы, полученные налогоплательщиком при расторжении или прекращении данного договора (п. 13 ст. 214.5 Налогового кодекса РФ).

Если при выходе из инвестиционного товарищества налогоплательщик получает доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, находившихся в общей собственности товарищей, сумма соответствующих доходов определяется по данным налогового учета инвестиционного товарищества. При этом при возврате имущества и (или) имущественных прав участникам договора инвестиционного товарищества отрицательная разница между оценкой возвращаемого имущества и (или) имущественных прав и оценкой, по которой это имущество и (или) эти имущественные права ранее были переданы по договору инвестиционного товарищества, не признается убытком для целей налогообложения.

 

Статья 214.6. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц

 

Комментарий к статье 214.6

 

Статья 214.6 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ и пп. 7 п. 2 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ исчисление, удержание и уплату НДФЛ с учетом требований ст. 214.6 Налогового кодекса РФ осуществляет депозитарий, который признается налоговым агентом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" депозитарием именуется профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ налоговым агентом признается депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) налогоплательщику дохода в денежной форме по следующим видам ценных бумаг, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ:

по государственным ценным бумагам Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

по муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты государственной регистрации их выпуска;

по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, выпуск (государственная регистрация) которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года;

по иным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, за исключением эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены до 1 января 2012 года.

Для целей осуществления функции налогового агента депозитарием ему должна быть представлена информация, установленная п. 2 - п. 4 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, содержащая сведения, предусмотренные п. 5 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 - п. 4 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ:

А) При выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, сумма НДФЛ исчисляется и удерживается налоговым агентом на основании следующей информации:

1) обобщенной информации о физических лицах, осуществляющих права по ценным бумагам;

2) обобщенной информации о лицах, в чьих интересах доверительный управляющий осуществляет права по ценным бумагам российской организации, при условии, что такой доверительный управляющий действует не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования.

Б) При выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо депозитарных программ, сумма налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на основании следующей информации:

1) обобщенной информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам иностранного эмитента, удостоверяющим права на ценные бумаги российской организации;

2) обобщенной информации о лицах, в чьих интересах доверительный управляющий осуществляет права по ценным бумагам иностранного эмитента, удостоверяющим права в отношении ценных бумаг российской организации, при условии, что такой доверительный управляющий действует не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования.

В) При выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного уполномоченного держателя, открытого не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования, сумма налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на основании обобщенной информации о лицах, в чьих интересах такой иностранный уполномоченный держатель осуществляет доверительное управление ценными бумагами, в отношении доходов по которым организация признается налоговым агентом.

В соответствии с п. 5 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ вышеуказанная обобщенная информация должна содержать следующие сведения:

1) в отношении лиц, указанных в пп. 1 п. 2 и пп. 1 п. 3 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, сведения о количестве ценных бумаг российской организации, указанных в пп. 7 п. 2 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ, и о количестве ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг соответствующей российской организации, права по которым осуществляются этими лицами на дату, определенную решением о выплате дохода по ценным бумагам;

2) в отношении лиц, указанных в пп. 2 п. 2, пп. 2 п. 3 и п. 4 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, сведения о количестве ценных бумаг российской организации, указанных в пп. 7 п. 2 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ, и о количестве ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг соответствующей российской организации, права по которым на дату, определенную решением о выплате дохода по ценным бумагам, осуществляются доверительным управляющим в интересах этих лиц.

Пунктом 8 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если вышеуказанная информация, предусмотренная п. 5 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, не была представлена налоговому агенту в установленные настоящей статьей порядке, форме и сроки в полном объеме, в отношении доходов по соответствующим ценным бумагам (части ценных бумаг, по которым такая информация не была надлежащим образом представлена) этот налоговый агент должен исчислить сумму налога и уплатить налог по налоговым ставкам в размере 15% (абз. 2 п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ) или 30% (п. 6 ст. 224 Налогового кодекса РФ) (за исключением случаев, если доходы по таким ценным бумагам не подлежат налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом РФ или международным договором Российской Федерации, налогообложение таких доходов осуществляется по налоговой ставке 0% либо в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговый агент не исчисляет и не удерживает сумму налога с таких доходов).

При этом, по мнению Минфина РФ, положения п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ и пп. 3 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ, устанавливающие ставку 15% в отношении дохода иностранных организаций и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде дивидендов по акциям российских организаций, не являются частной нормой по отношению к нормам, установленным п. 6 ст. 224 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, в случае если информация, предусмотренная п. 2 - п. 4 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, не была представлена налоговому агенту или была предоставлена не в соответствии с предусмотренными Налоговым кодексом РФ нормами, этот налоговый агент должен исчислить сумму налога в отношении доходов по соответствующим ценным бумагам и уплатить налог по налоговой ставке 30%.

Согласно п. 6 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ сведения о количестве ценных бумаг, предусмотренные п. 5 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, представляются налоговому агенту с указанием государств, налоговыми резидентами которых являются физические лица, осуществляющие (в отношении которых осуществляются) права по ценным бумагам. Для целей применения пониженных налоговых ставок (освобождения от налога), установленных Налоговым кодексом РФ или международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения, сведения о количестве ценных бумаг, предусмотренные п. 5 ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, представляются налоговому агенту с указанием:

1) государств, налоговыми резидентами которых являются физические лица, осуществляющие (в отношении которых осуществляются) права по ценным бумагам;

2) положений Налогового кодекса РФ или международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, предусматривающих пониженную налоговую ставку (освобождение от налогообложения).

 

Статья 214.7. Особенности определения налоговой базы и исчисления налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях

 

Комментарий к статье 214.7

 

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 214.7 Налогового кодекса РФ налоговая база по НДФЛ по доходам, равным или превышающим 15 000 рублей, в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, определяется налоговым агентом путем уменьшения суммы выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки или интерактивной ставки, служащих условием участия в азартной игре.

Налоговая база по доходам, равным или превышающим 15 000 рублей, в виде выигрышей, полученных от участия в лотерее, определяется налоговым агентом как сумма выигрыша, полученная при наступлении результатов розыгрыша призового фонда лотереи или его части в соответствии с условиями лотереи.

Сумма налога в отношении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, а также полученных участниками лотерей, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша.

Таким образом, при получении физическими лицами доходов в виде выигрышей по каждой сумме, равной или превышающей 15 000 рублей, операторы или распространители лотерей и организаторы азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, признаются налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога на доходы физических лиц.

В случае если сумма каждого выигрыша, выплачиваемого физическому лицу операторами или распространителями лотерей, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, не превышает 15 000 рублей, то физические лица, получившие такие выигрыши, на основании п. 5 ст. 228 Налогового кодекса РФ самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм таких выигрышей.

Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, перечислены в ст. 217 Налогового кодекса РФ.

В п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ перечислены доходы физических лиц, не подлежащие обложению НДФЛ, в сумме, не превышающей 4 000 рублей, полученные за налоговый период налогоплательщиком по каждому из указанных в данном пункте оснований.

В частности, согласно абз. 8 п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, в виде стоимости выигрышей, не превышающие 4 000 рублей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей за налоговый период.

Таким образом, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4 000 рублей в виде стоимости выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей в целом за налоговый период.

В случае если каждым налоговым агентом при выплате налогоплательщику дохода в виде выигрыша не удержан налог с суммы дохода, не превышающей размер, установленный абз. 8 п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ, за налоговой период, но при этом в совокупности по таким доходам, полученным за налоговый период от всех налоговых агентов, установленный размер будет превышен, налогоплательщик на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Налогового кодекса РФ, исходя из суммы превышения, с которой налоговыми агентами не был удержан налог, а также представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 Налогового кодекса РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ) (письмо Минфина России от 11.04.2018 N 03-04-07/23939).

 

Статья 214.8. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц

 

Комментарий к статье 214.8

 

Статья 214.8 Налогового кодекса РФ определяет порядок истребования документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.

Пункт 1 ст. 214.8 Налогового кодекса РФ устанавливает перечень документов, которые при проведении камеральной и (или) выездной налоговой проверок налоговые органы имеют право запрашивать при проверке правильности исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом в соответствии со ст. 214.6 Налогового кодекса РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 214.8 Налогового кодекса РФ к документам, которые налоговые органы вправе запрашивать при проведении камеральной и (или) выездной налоговой проверок, связанных с проверками правильности исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом в соответствии со ст. 214.6 Налогового кодекса РФ, относятся:

1) копии документов, удостоверяющих личность физического лица, осуществлявшего на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций этой российской организации);

2) копии документов, удостоверяющих личность физического лица, в чьих интересах доверительный управляющий осуществлял на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);

3) копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление физическим лицом на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации), а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такого лица;

4) копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление доверительным управляющим на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации) в интересах физического лица, а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такого лица;

5) иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

При этом список, указанный в ст. 214.8 Налогового кодекса РФ, является открытым, то есть при проверке дополнительно могут быть запрошены документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующих налоговых ставок и льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Закрытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговыми органами, не определен (письмо Минфина России от 9 января 2014 года N 03-08-05/82).

Требование о представлении вышеуказанных документов направляется налоговому агенту, который осуществил исчисление, удержание и уплату соответствующего налога, в порядке, предусмотренном ст. 93 Налогового кодекса РФ. В случае отсутствия истребуемых информации и (или) документов налоговый агент направляет иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, которым была осуществлена выплата дохода по ценным бумагам российских организаций, запрос о представлении таких документов.

Документы, истребованные в соответствии со ст. 214.8 Налогового кодекса РФ, подлежат представлению в налоговый орган не позднее 3 месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего требования.

Срок представления документов, истребованных в соответствии со ст. 214.8 Налогового кодекса РФ, может быть продлен решением налогового органа, но не более чем на 3 месяца.

 

Статья 214.9. Особенности определения налоговой базы, учета убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете

 

Комментарий к статье 214.9

 

Комментируемая ст. 214.9 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности определения налоговой базы, учета убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Индивидуальный инвестиционный счет - счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента - физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии со ст. 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).

Индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также - договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).

Физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. В случае заключения нового договора на ведение индивидуального инвестиционного счета ранее заключенный договор на ведение индивидуального инвестиционного счета должен быть прекращен в течение месяца.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг заключает договор на ведение индивидуального инвестиционного счета, если физическое лицо заявило в письменной форме, что у него отсутствует договор с другим профессиональным участником рынка ценных бумаг на ведение индивидуального инвестиционного счета или что такой договор будет прекращен не позднее одного месяца.

Физическое лицо вправе потребовать возврата учтенных на его индивидуальном инвестиционном счете денежных средств и ценных бумаг или их передачи другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, с которым заключен договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. Возврат клиенту денежных средств и ценных бумаг, учтенных на его индивидуальном инвестиционном счете, или их передача другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг без прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета не допускается.

Физическое лицо вправе прекратить договор одного вида (договор брокерского обслуживания или договор доверительного управления ценными бумагами) на ведение индивидуального инвестиционного счета и заключить договор другого вида на ведение индивидуального инвестиционного счета с тем же профессиональным участником рынка ценных бумаг или передать учтенные на индивидуальном инвестиционном счете денежные средства и ценные бумаги другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, с которым заключен договор на ведение индивидуального инвестиционного счета другого вида.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, договор на ведение индивидуального инвестиционного счета с которым прекращается, должен передать сведения о физическом лице и его индивидуальном инвестиционном счете профессиональному участнику рынка ценных бумаг, с которым заключается новый договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. Состав таких сведений утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Денежные средства и ценные бумаги, которые учтены на индивидуальном инвестиционном счете, используются только для исполнения и (или) обеспечения обязательств, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, и для исполнения и (или) обеспечения обязательств по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета.

По договору на ведение индивидуального инвестиционного счета допускается передача клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг только денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 10.2-1 Закона N 39-ФЗ. При этом совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по такому договору, не может превышать 1 000 000 рублей.

Согласно ст. 214.9 Налогового кодекса РФ налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счете, признается положительный финансовый результат, определяемый в соответствии со ст. 214.1 с учетом положений ст. 214.3 и 214.4 Налогового кодекса РФ по совокупности соответствующих операций нарастающим итогом за период с начала действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 214.9 Налогового кодекса РФ финансовый результат по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, определяется путем суммирования финансовых результатов, определенных по соответствующим операциям в соответствии с Налоговым кодексом РФ по окончании каждого налогового периода действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, и финансового результата, определенного на дату прекращения действия указанного договора, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом финансовый результат определяется за каждый налоговый период.




double arrow
Сейчас читают про: