При этом, как указывал Минфин РФ в письме от 23 июля 2009 года N 03-03-05/138, положения ст. 169 Трудового кодекса РФ применяются в случае, когда работник по согласованию с работодателем переезжает с одного места работы, в котором он выполнял свои трудовые обязанности, на другое место работы. На момент переезда на работу в другую местность физическое лицо должно состоять в трудовых отношениях с тем же работодателем, по соглашению с которым осуществляется его переезд с одного места работы у данного работодателя на другое место работы, расположенное в другой местности.
В случае найма нового сотрудника и оплаты проезда до его места работы, указанного в трудовом договоре, а также расходов по обустройству на новом месте жительства применение положений ст. 169 Трудового кодекса РФ, по мнению Минфина РФ, является необоснованным. В этой связи в последнем случае затраты по возмещению указанных расходов принимаемых на работу новых сотрудников не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 5 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 23 ноября 2011 года N 03-03-06/1/773).
В связи с изложенным может возникнуть вопрос: будет ли вправе организация учитывать расходы по оплате стоимости проезда к месту работы в случае, если она осуществляет найм иностранных работников? Ведь согласно данным разъяснениям они будут являться вновь принятыми на работу новыми сотрудниками. Но обязательство по предоставлению приглашающей стороной денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации, у организации-работодателя существует.
Это следует из п. 3 Положения о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 года N 167 "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации".
При этом следует учесть, что если российская организация привлекает в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранных граждан для работы, то с ними должны заключаться в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ трудовые договоры.
На основании этих трудовых договоров иностранным работникам могут производиться выплаты в целях возмещения расходов по проезду к месту осуществления работы на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянного проживания - на территорию иностранного государства.
Ведь согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием в том числе иностранных граждан.
Напомним, что, по мнению Минфина РФ, затраты по возмещению указанных расходов принимаемых на работу новых сотрудников, не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 5 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Однако, по его же мнению, с учетом положений ст. 255 Налогового кодекса РФ затраты по возмещению работнику-иностранцу расходов по переезду к месту работы в Российскую Федерацию и обратно на территорию иностранного государства организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли на основании п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ при условии, что такие выплаты в пользу иностранных работников предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором (письмо Минфина РФ от 23 ноября 2011 года N 03-03-06/1/773).
Расходы на обеспечение пожарной безопасности
налогоплательщика в соответствии с законодательством
Российской Федерации, расходы на содержание службы
газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества,
обслуживанию охранно-пожарной сигнализации,
расходы на приобретение услуг пожарной охраны
и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг,
оказываемых вневедомственной охраной
при органах внутренних дел Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы:
- на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содержание службы газоспасателей;
- услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
- приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 24 Закона N 69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы.
При этом расходы налогоплательщика на приобретение и монтаж пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре могут учитываться в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости такого имущества:
- либо при формировании стоимости амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. ст. 256 - 259.3 Налогового кодекса РФ;
- либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с положениями ст. 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 25 февраля 2009 года N 03-03-06/4/6).
Также на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли организация может учитывать как расходы на содержание собственной службы безопасности, так и расходы на оплату услуг вневедомственной охраны. Данная норма не устанавливает запрета на возможность одновременного учета расходов на оплату услуг вневедомственной охраны и собственную службу безопасности.
Расходы на обеспечение нормальных условий труда
и мер по технике безопасности
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы:
- на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Минфин РФ указывает, что на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ налогоплательщики могут учесть расходы на приобретение чистой питьевой воды в бутылях для своих работников.
В соответствии с положениями ст. 163 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие "условия труда" установлено положениями ст. 209 Трудового кодекса РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Также в соответствии с положениями ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Согласно ст. 223 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.
Пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
На основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение чистой питьевой воды, а также затраты на приобретение и установку кулеров могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 Налогового кодекса РФ с учетом положений ст. 252 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 25 декабря 2012 года N 03-03-06/1/720, от 20 декабря 2012 года N 03-03-06/1/707, от 19 декабря 2012 года N 03-03-06/1/703).
При этом стоимость приобретенного кулера к указанным расходам может быть отнесена в случае, если она составляет менее 100 000 руб.
Расходы на компенсацию
за использование для служебных поездок
личных легковых автомобилей и мотоциклов
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Обязанность работодателя по выплате компенсации при использовании работником личного имущества, в том числе личного транспорта, а также по возмещению расходов, связанных с его использованием, установлена статьей 188 Трудового кодекса РФ, согласно которой при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Выплата указанной компенсации производится в тех случаях, когда работа сотрудников по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
Указанные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее в настоящей главе - Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 года N 92).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 8 февраля 2002 года N 92, в составе прочих расходов учитывается компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в следующих пределах:
- при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно - 1 200 руб. в месяц;
- при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. см - 1 500 руб. в месяц.
Сумма компенсации, превышающая установленные нормы, не включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
При этом если работник, использующий автомобиль в интересах организации, управляет данным автомобилем по доверенности, то расходы на вышеназванные компенсации также могут быть учтены организацией в составе расходов в соответствии с положениями пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 27 декабря 2010 года N 03-03-06/1/812).
Обратим внимание на выводы судов о том, что Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 года N 92 в котором указано, что предельные нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций установлены в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ в целях формирования расходов налогоплательщиков-организаций при исчислении налога на прибыль организаций, не может быть применимо для исчисления другого, кроме налога на прибыль, налога, сбора или для иной категории налогоплательщиков (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2014 года N 18АП-14625/2013, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2012 года N 05АП-4866/2012).
Расходы на служебные командировки
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:
на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 Трудового кодекса РФ).
Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 168 Трудового кодекса РФ).
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на командировки, включая расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
К командировочным расходам предъявляются общие для всех расходов требования об их экономической обоснованности и документальном подтверждении, предусмотренные п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. При отнесении затрат на оплату проезда в командировку к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, следует принимать во внимание, что данные затраты будут понесены организацией независимо от места нахождения работника, направляемого в командировку.
При отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения.
Расходы на приобретение проездного билета для проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или в выходные дни, следующие за датой окончания командировки, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Указанные расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, если дата выбытия из места командировки к месту постоянной работы (дата отправления работника к месту командировки) совпадает с датой, на которую приобретен такой проездной билет, а также если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов (письмо Минфина России от 11 августа 2014 года N 03-03-10/39800).
При этом дата отбытия работника из командировки должна совпадать с отметкой в командировочном удостоверении о дне выбытия из места командировки, а фактическое время пребывания работника в командировке определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и о дне выбытия из места командировки, унифицированная форма которого (форма N Т-10) утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1 (письмо Минфина России от 8 ноября 2013 года N 03-03-06/1/47813).
Отметим, что с 8 января 2015 года организации не обязаны оформлять служебное задание и командировочное удостоверение работникам, которые направляются в командировку, поскольку требование об оформлении этих документов отменено (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 1595).
Согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета.
Таким образом, расходы на командировки, в том числе на выплату суточных, учитываются на основании утвержденного в установленном порядке авансового отчета и иных документов, подтверждающих направление работника в командировку, оформленных в соответствии с требованиями вышеуказанной ст. 252 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 ноября 2013 года N 03-03-06/1/51808).
Много вопросов о порядке учета расходов на оплату проезда работников возникает в случае, если командированный работник после выполнения служебного поручения из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска.
В этом случае Минфин РФ указывает, что днем окончания командировки работника следует считать последний день перед отпуском. Соответственно, в рассматриваемом случае организация-работодатель не должна оплачивать обратный билет работника от места проведения отпуска.
Таким образом, сумму возмещения за билет нельзя учесть в расходах для целей налогообложения по налогу на прибыль, поскольку данные расходы не подлежат возмещению (письмо Минфина России от 20 ноября 2014 года N 03-03-06/1/58868).
А в письме от 30 июля 2014 года N 03-04-06/37503 Минфин России разъяснил, что, если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании (например, в случае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной ст. 41 Налогового кодекса РФ, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.
В этом случае оплата организацией за сотрудника обратного билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению НДФЛ в полном объеме в соответствии с положениями ст. 211 Налогового кодекса РФ.
Но если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, то оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.
На основании Закона N 402-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Если командированный работник направляется в командировку железнодорожным транспортом, то документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета, может служить контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети (письмо Минфина России от 02.04.2014 N 03-03-РЗ/14597).
Что касается электронных проездных документов, то согласно Приказу Минтранса России от 8 ноября 2006 года N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" и пункту 2 Приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Поэтому если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, и (или) контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.
Таким образом, в случае подтверждения расходов на приобретение железнодорожного и (или) авиабилета вышеуказанными документами для целей налогообложения прибыли организации дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (письмо ФНС России от 5 февраля 2014 года N ГД-4-3/1897 "О документальном подтверждении расходов, связанных с командировками работников").
Плата государственному и (или) частному нотариусу
за нотариальное оформление
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.
В ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4462-1 "О нотариате" (далее в настоящей главе - Основы законодательства о нотариате) определено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 Основ законодательства о нотариате, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение тех же действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор определены в п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 Основ законодательства о нотариате, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.
Таким образом, по сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры тарифа не должны превышать размеры государственных пошлин, утвержденных ст. 333.24 НК РФ, а по сделкам, которые не обязательно нотариально заверять, нотариальные тарифы учитываются в пределах норматива, определенного в ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.
Следовательно, сумму превышения над законодательно установленным тарифом организация на основании п. 39 ст. 270 Налогового кодекса РФ не вправе включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 30 мая 2012 года N 03-03-06/2/69).
Расходы на аудиторские услуги
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация (ч. 3 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган) (ч. 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ Приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. N 33н определены виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг. Приказом обеспечивается связь международных стандартов аудита, введенных в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н и от 9 ноября 2016 г. N 207н, с положениями Федерального закона "Об аудиторской деятельности".






