Глава 25. Налог на прибыль организаций 9 страница

6) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", в сумме не более 1,5% доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ (пп. 6 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ). Указанные расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

При этом положениями п. 5 ст. 262 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик вправе включать расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (за исключением расходов, предусмотренных пп. 1 - 3.1, 5 и 6 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ), в части, превышающей 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ, в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

Таким образом, для целей ст. 262 Налогового кодекса РФ к расходам на НИОКР относятся любые затраты при условии, что они непосредственно связаны с выполнением НИОКР.

В соответствии с п. 4 ст. 262 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ, признаются для целей главы 25 Налогового кодекса РФ независимо от результата соответствующих НИОКР в порядке, предусмотренном ст. 262 Налогового кодекса РФ, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Согласно п. 7 ст. 262 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2017 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), или в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в п. 9 ст. 262 Налогового кодекса РФ, в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Таким образом, положениями ст. 262 Налогового кодекса РФ, вступившими в силу с 01.01.2018, налогоплательщикам, осуществляющим расходы на НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, также предоставлено право включить расходы в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5:

а) либо в состав прочих расходов с учетом положений п. 9 ст. 262 Налогового кодекса РФ;

б) либо в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в п. 9 ст. 262 Налогового кодекса РФ, в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

При этом избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 24.11.2017 N 03-03-06/1/77722).

Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5".

Согласно п. 8 ст. 262 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, использующий право, предусмотренное п. 7 ст. 262 Налогового кодекса РФ, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) (далее - отчет), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ).

Отчет представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать установленным национальным стандартом общим требованиям к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Налогоплательщик в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса, отнесенный к категории крупнейших, представляет отчет в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном ст. 95 Налогового кодекса РФ. Указанная экспертиза может быть проведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами.

Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган отчет в случае, если он размещен в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе. При этом при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе в формате и по форме, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. До утверждения формы и формата Сведений и вступления в силу приказа ФНС России, утверждающего указанный документ, в целях создания условий для реализации налогоплательщиками положений права, предусмотренного абз. 6 п. 8 ст. 262 Налогового кодекса РФ, ФНС России рекомендует руководствоваться формой и форматом Сведений, являющихся приложением к письму от 06.03.2018 N СД-4-3/4361@ "О реализации положений абзаца 6 пункта 8 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации".

В случае непредставления отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), либо его отсутствия в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе, либо отсутствия сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет в соответствующей государственной информационной системе, суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

В соответствии с п. 9 ст. 262 Налогового кодекса РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

 

Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества

 

Комментарий к статье 263

 

Статья 263 Налогового кодекса РФ содержит перечень добровольных видов страхования имущества, взносы по которым можно учесть при налогообложении прибыли. Перечень этот закрыт.

Рассмотрим разъяснения компетентных органов по вопросу учета некоторых видов расходов по страхованию на основании статьи 263 Налогового кодекса РФ.

Так, в письме от 2 июля 2012 года N 16-15/057964@ УФНС России по г. Москве дало разъяснения о порядке учета страхового взноса по договору добровольного страхования товаров.

Пунктом 2 ст. 929 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы такие имущественные интересы, как риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 Гражданского кодекса РФ).

Пункт 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ под имуществом определил виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

При этом товаром для целей Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст. 32.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" к видам страхования, осуществляемого страховщиком, относится в том числе страхование грузов (п. 10 ст. 32.9 Закона N 4015-1) и страхование имущества юридических лиц (п. 12 ст. 32.9 Закона N 4015-1).

Учитывая изложенное, организация, являющаяся собственником транспортируемых грузов для последующей их реализации, а также собственником товаров, переданных на хранение, вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с уплатой страховщику страховых взносов на добровольное страхование такого имущества.

В письме от 13 августа 2012 года N 03-03-06/1/407 Минфин России дал разъяснения о порядке учета расходов на страхование гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте.

Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте могут учитываться в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли с учетом положений п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ.

Что касается расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте, то согласно пп. 10 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является условием осуществления организацией своей деятельности.

Кроме того, такое страхование не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, согласно выводам Минфина РФ расходы на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте не учитываются для целей налогообложения.

О расходах по договору добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика Минфин РФ дал свои разъяснения в письме от 30 декабря 2011 года N 03-03-06/1/855.

Так, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ в расходы на добровольное страхование имущества включаются страховые взносы на добровольное страхование ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Подпунктом 10 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по другим видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Таким образом, если в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями условием осуществления деятельности общества является наличие договора добровольного страхования ответственности перевозчика либо такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, то расходы по указанному договору признаются в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций на основании пп. 8 или 10 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ.

О расходах на страхование гражданской ответственности оценщиков для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ как затратах на другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности, Минфин РФ дал свои разъяснения в письме от 26 января 2011 года N 03-03-06/1/29.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) договор на проведение оценки должен содержать, в частности, сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с Законом N 135-ФЗ.

Статьей 24.6 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании видов обеспечения такой ответственности, установленных ст. 24.6 Закона N 135-ФЗ.

Таким образом, по мнению Минфина РФ, если в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами оценщик заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности оценщика, то расходы в виде страховых взносов по такому договору учитываются для целей налогообложения.

 

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

 

Комментарий к статье 264

 

Статья 264 Налогового кодекса РФ содержит перечень прочих производственных расходов организации. Причем этот перечень является открытым. В комментарии мы остановимся на некоторых видах расходов.

 

Расходы по уплате суммы налогов и сборов,

таможенных пошлин и сборов, страховых взносов

 

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ налогоплательщик в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, вправе учесть суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном Налоговым кодексом РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Минфин России в письме от 11.07.2017 N 03-03-10/43987 отметил, что под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях.

Суммы страховых взносов учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в случае, если организация является плательщиком страховых взносов в соответствии с главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса РФ.

Также Минфин РФ отметил, что в ст. 270 Налогового кодекса РФ, устанавливающей закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли организаций, не содержится прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.

Учитывая изложенное, например, расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства, могут быть отнесены к другим расходам, учитываемым в числе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Однако если налоги, по которым Налоговым кодексом РФ напрямую предусмотрен порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, то при уплате соответствующего налога в Российской Федерации учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций они не подлежат.

Так, например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета на основании специальных положений ст. 311 Налогового кодекса РФ, также на основании специальных положений ст. 386.1 Налогового кодекса РФ предусмотрен метод зачета по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-03-06/1/7449).

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех расходов, которые указаны в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

 

Расходы на сертификацию продукции и услуг,

а также на декларирование соответствия

 

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.

В соответствии со ст. ст. 20 и 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

В соответствии со ст. 18 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в том числе в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Законом N 184-ФЗ.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 Налогового кодекса РФ. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 272 Налогового кодекса РФ) и определяются с учетом положений ст. 318 - 320 Налогового кодекса РФ при условии соответствия требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Согласно п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

При этом датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные работы (оказанные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, расходы на сертификацию могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов, при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 08.06.2017 N 03-03-06/1/35781).

 

Расходы по стандартизации

 

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика по стандартизации с учетом положений пункта 5 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Согласно п. 5.1 ст. 272 Налогового кодекса РФ расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации или зарегистрированы в качестве региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При этом затратами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Организации, осуществляющие разработку стандартов в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), учитывают доходы и расходы, связанные с выполнением этих работ, в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ, как доходы и расходы, связанные с производством и реализацией.

 

Суммы комиссионных сборов

 

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде сумм комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги).

Порядок признания расходов при методе начисления предусмотрен ст. 272 Налогового кодекса РФ, согласно п. 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 272 Налогового кодекса РФ) и определяются с учетом положений ст. 318 - 320 Налогового кодекса РФ.

Подпунктом 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы в виде сумм комиссионных сборов, расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признаются в целях налогообложения при методе начисления или на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ могут быть учтены, в частности, следующие расходы:

- комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые организации-посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку.

В данном случае под комиссионными сборами понимаются комиссионные и иные вознаграждения, взимаемые за посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам (письмо УФНС РФ по г. Москве от 1 июля 2010 года N 16-15/069225@ "О порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде комиссионного сбора, уплачиваемого при приобретении проездных документов");

- расходы в виде комиссионного вознаграждения банку за организацию кредита (если сумма вознаграждения указана в абсолютных величинах (рублях). А если величина вознаграждения указана в кредитном договоре в процентах, расходы в виде комиссионного вознаграждения банку за организацию кредита учитываются в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 10 сентября 2007 года N 03-03-06/1/657));

- расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности, предусмотренные ст. 294 Налогового кодекса РФ, в частности вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера (письмо Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/2/81897).

 

Суммы выплаченных подъемных

 

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде сумм выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этом случае затраты по возмещению расходов, связанных с переездом работника на работу в другую местность, предусмотренные ст. 169 Трудового кодекса РФ, для целей налогообложения прибыли организации могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 5 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ при условии соответствия данных расходов положениям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ под подъемными понимается компенсация работодателем работнику расходов, включающих в том числе расходы на переезд работника на работу в другую местность, а также на обустройство на новом месте жительства (письмо УФНС РФ по г. Москве от 18 февраля 2008 года N 20-12/015139 "Об учете в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с переездом, обустройством и проживанием приглашенного организацией иностранного работника").

В соответствии со ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

- расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

На основании п. 37 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством РФ.

Принимая во внимание то, что для организаций, не финансируемых за счет средств федерального бюджета, нормы подъемных законодательством Российской Федерации не установлены, указанные затраты могут быть учтены в пределах размеров, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора (письма Минфина РФ от 3 ноября 2016 года N 03-04-06/64782, от 13 февраля 2012 года N 03-04-06/6-35, от 17 января 2011 года N 03-04-06/6-1).




double arrow
Сейчас читают про: