Формирование мотивационно-ценностных ориентаций

На физическую культуру у студентов,

Занимающихся в оздоровительной группе

В настоящее время стали очевидными общественные потребности в более широком использовании ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнедеятельности и созидательной активности личности для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения (Бальсевич В.К., Лубышева Л.,1995).

Особенно актуальна данная проблема по отношению к студентам, имеющим проблемы со здоровьем и занимающимся физическими упражнениями по программам для оздоровительных групп.

Ограниченная, «щадящая здоровье» двигательная активность этих студентов, их стремление к теоретическим формам освоения учебного материала по физической культуре (написание рефератов и т.п.), ориентация на «легкие и быстрые» средства коррекции своего физического состояния приводят к формированию своеобразной системы взглядов на свою телесность как на нечто второстепенное, не очень значимое для дальнейшей жизни и профессиональной карьеры. Другими словами, ценности физической культуры по существу, отсутствуют в системе мотивационно-ценностных ориентаций данной категории студентов (Евсеев С.П., 1997). Попытка разработать новые разделы содержания теоретических сведений по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» направлена на формирование у студентов специального учебного отделения положительных мотивационно-ценностных ориентаций на процесс двигательного самосовершенствования.

Подбор новых сведений осуществлялся исходя из главной задачи – обеспечения сознательного выбора личностью общественных ценностей в сфере физической культуры. Только в случае такого сознательного выбора возникают предпосылки для формирования неповторимой индивидуальной системы ценностных ориентаций, способной обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности, в том числе и по сохранению своего здоровья, развитию и совершенствованию двигательных потенций (Виленский М.Я., 1991).

 

Особенности занятий оздоровительной гимнастикой

Занятия оздоровительной гимнастикой, проводящие в группах с использованием музыки, аудиовизуальных активаций, опирающиеся на общение друг с другом, призваны вызвать у занимающихся чувство удовольствия, радость, уважение к себе и своим коллегам.

Физические упражнения, применяющиеся в процессе занятий оздоровительной физической культурой, ориентированы на проработку всех суставов и, особенно, позвоночника. Они должны выполняться в приподнятом настроении, что требует специального настроя занимающихся, без которого эффект от их применения значительно уменьшится.

При этом ведущим принципом является использование самодозирования и самосопротивления при выполнении конкретных суставных движений. Широко используются круговые движения тех или иных звеньев тела, фиксация звеньев в положении максимальной амплитуды сгибания, разгибания, супинации, пронации и т.п. в конкретных суставах. Упражнения выполняются плавно, особенно в крайних положениях, до появления легких болевых ощущений и обязательно с использованием музыкального сопровождения и образных ассоциаций.

Суставная гимнастика чередуется с отработкой медитативных техник, упражнениями для мышц глаз, элементами танцевальных движений. Для самостоятельных занятий рекомендуется дозированная ходьба, закаливание организма, плавание и другие доступные формы двигательной активности.

Во время занятий используется метод опроса занимающихся об их ощущениях и личных достижениях. Хорошее настроение в процессе занятий достигается за счет применения известных приемов психокоррекции, использования закономерностей социальной психологии, активного внедрения юмора.

 

Цель и задачи курса

 

Министерство образования Российской Федерации издало приказ № 1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», согласно которому ректоры вузов обязуются обеспечивать организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом и предусматривать в учебных планах выделение 328 часов трудоемкости на дисциплину «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», планируя по 4 аудиторных часа в неделю на 1-3 курсах, с выставлением итоговой оценки. Обязательный курс физического воспитания может дополняться дисциплинами по выбору с указанием видов спорта или систем физических упражнений, а также  факультативными занятиями (1-2 часа в неделю) во внеучебное время. Из указанных 328 часов выделяется 10 часов на теоретический курс, проводимый в течение первого года обучения (1 и 2 семестр).

Выпускник высшей школы, обучающийся по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в специальном учебном отделении, должен:

- знать и уметь использовать виды двигательной активности;

- уметь использовать двигательную активность в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочения здоровья, нарушенного перенесенным заболеванием;

- уметь составить комплекс физических упражнений с учетом характера заболевания;

- владеть системой психосоматической саморегуляции (аутогенная тренировка, мышечная релаксация и т.п.).

 Целью оздоровительной физической культуры в вузе является формирование физической культуры студента как системного и интегративного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовывать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье с учетом имеющихся функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии. Для достижения поставленной цели определено решение специфических задач:

- формирование у студентов осознанного отношения к своим силам, уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, формирование правильной осанки, обучение рациональному дыханию, совершенствование физических способностей, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности;

- овладение системно-упорядоченным комплексом знаний, охватывающим социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику;

- формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня состояния здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

- формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием традиционных и нетрадиционных технологий физкультурно-спортивной деятельности;

- формирование профессионально-прикладной физической культуры, обеспечивающей психофизическую готовность студентов к будущей профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: