Специальное учебное отделение формируется из числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующих ограничения физических нагрузок и допущенных к выполнению учебной и производственной работы. Основным критерием для включения студента в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма.
Формирование групп проводится с учетом степени физической подготовленности и особенностей приспособляемости организма к физическим нагрузкам. При формировании специальных медицинских групп можно руководствоваться рекомендациями, предложенными М.Н. Тарасенко и В.В. Пономаревой. Они предлагают формировать группы А, Б, В и оздоровительную, численность которых не должна превышать 8-10 человек на одного преподавателя.
Группа А формируется из студентов с сердечно-сосудистой и легочными патологиями, ревматическими пороками сердца, тонзиллокардиальным синдромом, хронической пневмонией, туберкулезом легких в стадии уплотнения, с остаточными явлениями после перенесенного экссудативного
|
|
плеврита, гипертонической болезнью первой стадии, а также с тиреотоксикозами первой стадии.
Сюда же можно включить лиц с бронхиальной астмой, но только с учетом последнего приступа (не раньше, чем через год), а также, если у больного нет каких-либо изменений в легких и явлений недостаточности в покое и после физической нагрузки.
В группу Б зачисляются лица с хроническими, часто рецидивирующими тонзиллитами, язвенной болезнью, хроническими гастритами, колитом, холециститом, с нарушением жирового и водно-солевого обмена, с нарушением функций мочеполовой системы.
В группу В объединяются лица с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, остаточными явлениями паралича, парезов, после перенесения травм верхних и нижних конечностей, с остаточными явлениями костного туберкулеза, деформацией грудной клетки.
При наличии условий следовало бы создать отдельные учебные группы для лиц с диагнозом миопия в степени от -5 до -7 Д. В настоящее время студенты с диагнозом миопия занимаются в группе Б, они ограничиваются в беговых и прыжковых упражнениях, а также в упражнениях, связанных с сопротивлением и на выносливость.
Желательно выделять в отдельную группу также студентов с повышенным артериальным давлением.
Оздоровительная группа создается в вузах, где на кафедрах физического воспитания имеются специалисты по лечебной физкультуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья или перенесших тяжелые заболевания.
|
|
Учебная документация
К началу учебного года преподаватели должны составить и утвердить на заседании кафедры следующую учебную документацию:
- план работы на учебный год;
- учебные планы на семестры;
- план проведения врачебно-педагогических наблюдений;
- план проведения теоретического раздела и собеседования со студентами;
- комплексы физических упражнений, рекомендуемых для занятий в специальных медицинских группах с учетом характера заболеваний;
- учебные журналы.
Учет работы учебной группы, текущая и итоговая успеваемость, данные врачебного контроля, физического развития и физической подготовленности заносятся в журнал учебной группы. В конце каждого семестра преподаватели составляют отчет о проделанной работе.
Содержание курса для студентов оздоровительных групп
Зачетные требования
В конце каждого семестра студенты должны сдавать зачет по физическому воспитанию, который включает в себя теоретический и практический разделы, определенные программой.
Студенты, освобожденные от практических занятий на длительное время, проходят аттестацию по результатам сдачи теоретических и методических требований учебной программы, а также выполнения домашнего контрольного задания в реферативной форме.
Зачетные требования для студентов оздоровительной группы включают в себя:
1. Теоретический раздел:
1.1 Собеседование по материалам бесед, проводимых по графику на всех курсах.
1.2 Написание реферата.
2 Практический раздел:
2.1 Оценка физического развития.
2.2 Оценка функционального состояния.
2.3 Оценка физической подготовленности.
Оценка успеваемости студента за семестр складывается из баллов текущей успеваемости. Текущая успеваемость студентов оценивается по балльно-рейтинговой системе в течение семестра. Текущий балл позволяет контролировать ход усвоения учебного материала.
Оценка «зачтено» выставляется студентам, которые имеют положительные баллы за теоретические знания и за усвоение предусмотренных программой физических упражнений.
Оценка «не зачтено» выставляется студентам, если они не усвоили материал теоретического раздела, не могут правильно выполнять отдельные физические упражнения по заданию преподавателя и имеют пропуски занятий без уважительных причин.
В оздоровительной группе неприемлем метод зачетных соревнований, применяемых в основном учебном отделении.
Теоретический раздел
Теоретический раздел программы включает в себя материал, позволяющий дать базовые знания и целевые установки их использования в физическом самосовершенствовании и способствующий формированию физической культуры студента. В дальнейшем теоретические сведения уточняются, детализируются и закрепляются на консультациях, что дает студенту возможность выбора путей реализации физической активности не только во время обучения в вузе, но и в последующий период жизни.
Теоретический раздел для студентов проводится в форме лекций и бесед.
Лекции проводятся в форме двухчасовых занятий на потоке.
1 семестр Дисциплина «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»
| |
Тема № 1 | Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента. |
Тема № 2 | Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания. |
2 семестр Дисциплина «Физическая культура и спорт» | |
Тема № 3 | Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе. |
Тема № 4 | Основы здорового образа жизни студента. Теоретические и методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
Тема № 5 | Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов. |
Контроль знаний студентов в первом и втором семестре проводится по тестовым заданиям лекционного курса в электронном виде системе testirov.rusoil.net или do.rusoil.net. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Общая оценка представляет собой сумму баллов за правильные ответы. Задание считается выполненным с любым результатом. Максимальное количество набранных баллов 15.
|
|
Студенты, не сдававшие теоретический раздел дисциплины по графику, имеют возможность сдать тестирование в конце семестра. Если студент не пришел на тестирование в дополнительно выделенное время, то теоретический раздел оценивается в ноль баллов
Беседы по теоретическим основам физического воспитания со студентами специального учебного отделения проводятся на практических занятиях.
Тематика бесед
Тема № 1. Гигиена – наука о сохранении и улучшении общественного здоровья: гигиена сна, питания, уход за полоcтью рта; физические ритмы и режим жизнедеятельности человека; гигиенические требования к одежде, обуви, жилым, учебным и спортивным помещениям. Вред, наносимый организму от употребления алкоголя, наркотиков, табака.
Тема № 2. Принцип построения комплексов утренней гигиенической гимнастики (индивидуальной, групповой).
Тема № 3.Элементы научной организации умственного труда, организация и гигиена самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Тема № 4. Физические основы и гигиеническое значение закаливания, водные, воздушные процедуры; значение занятий физическими упражнениями на воздухе.
Тема № 5.Самоконтроль, его значение и содержание, объективные данные: сон, аппетит, настроение, работоспособность. Правила ведения дневника самоконтроля.
Тема № 6. Задачи, содержание и организация врачебного контроля. Врачебно-педагогическое наблюдение за студентами в процессе занятий.
Тема № 7. Методы врачебного контроля. Оценка физического развития, состояния здоровья. Функциональные пробы.
|
|
Тема № 8. Показания и противопоказания к занятиям физической культурой.
Тема № 9. Использование физических упражнений для лечения и профилактики заболеваний.
Тема № 10. Самостоятельные занятия физическими упражнениями в свободное время. Организация и основные правила самостоятельных занятий с учетом характера заболевания.
Тема № 11. Комплекс гимнастических упражнений. Дозирование физических нагрузок с учетом характера заболевания.
Тема № 12. Труд и отдых. Использование средств физической культуры в целях повышения работоспособности и устранения функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии.
Тема № 13. Утомление и восстановление. Признаки и характеристика стадий утомления.
Тема № 14. Основы массажа и самомассажа.
Тема № 15. Строение организма человека и его функциональные системы: центральная нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервно-мышечная.
Тема № 16. Применение биологических стимуляторов, допинга и их вредное воздействие.
Тема № 17. Двигательная активность как важный фактор взаимодействия организма человека с окружающей средой. Двигательный режим в различном возрасте.
Тема № 18. Определение понятий «здоровье» и «физическое совершенство». Адаптация организма к физической нагрузке. Характеристика различных двигательных режимов с учетом длительности и интенсивности физических упражнений, их координационной сложности.
Тема № 19. Производственная гимнастика.
Тема № 20. Теоретические сведения о гимнастике.
Тема № 21. Теоретические сведения о легкой атлетике.
Тема № 22. Теоретические сведения о плавании.
Тема № 23. Теоретические сведения о спортивных играх.
Тема № 24. Краткая характеристика различных форм труда (умственного, физического, смешанного). Динамика работоспособности человека в процессе труда. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на динамику работоспособности.
Студенты, освобожденные от практических занятий по дисциплинам оформляют и защищают реферат (презентацию) по своему заболеванию и отвечают на три контрольных вопроса по методико-практическому разделу учебной программы текущей дисциплины.