Процедуры измерения длины, массы тела и окружности грудной клетки осуществляется с помощью известных антропометрических методов.
Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма студентов специальной медицинской группы следующие пробы:
1. Проба Генчи – задержка дыхания на выдохе.
С помощью секундомера измеряется максимальное время задержки дыхания.
2. Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе.
Обследуемый в положении стоя делает вдох, затем – глубокий выдох и снова вдох 80-90 % от максимального и закрывает рот. На нос накладывается зажим. Отмечается время задержки дыхания.
3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха.
Методика применяется для исследования функций внешнего дыхания, определения его текущего состояния и количественной и качественной оценки изменений функционального состояния легких. ЖЕЛ определяют спирометром. Установить «0» шкалы, на нос поместить зажим и для определения величины ЖЕЛ после максимального вдоха сделать максимальный выдох через спирометр.
4. Ортостатическая проба – студент лежит на кушетке 5 мин., затем подсчитывает частоту сердечных сокращений за 10 сек. После этого он встает и вновь подсчитывает ЧСС за 10 сек. Определяется увеличение ЧСС (уд/мин).
5. Клиностатическая проба – измерение частоты сердечных сокращений в положении стоя и после перехода в положении лежа за 10 сек. Определяется замедление ЧСС.
6. Проба Ромберга (проба на устойчивость в позе).
Стопы находятся на одной линии, носок к пятке, глаза закрыты, руки вытянуть вперед, пальцы разведены. Определяется максимальное время удержания данной позы и наличие тремора.
7. Тест Руффье-Диксона.
Измеряется пульс в покое, пульс после 20 приседаний, пульс после минуты отдыха.
Показатели данного теста определяются по следующей формуле:
[(Р+Р2+Р3)- 200]/10, где Р – пульс в покое, Р2 – пульс после 20 приседаний, Р3 – пульс после минуты отдыха.
Таблица оценок результатов функционального состояния
№ | Название пробы | Оценка в баллах | |||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | ||
1* | Проба Генчи | 45 | 35 | 40 | 30 | 35 | 25 | 30 | 20 | 15 | 15 |
2* | Проба Штанге | 55 | 45 | 45 | 35 | 35 | 30 | 30 | 25 | 25 | 20 |
3** | Ортостатическая проба | 10-12 | 12-15 | 15-18 | 18-20 | 20 и более | |||||
4*** | Клиностатическая проба | 4-5 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 10 и более | |||||
5 | Проба Ромберга | 16 и более | 15 | 12 | 10 | 9 и меньше | |||||
6 | Тест Руффье- Диксона | 1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 |
* При наступлении утомления время задержки дыхания резко уменьшается.
** Значение более 20 ударов указывают на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.
*** Резкое замедление указывает на повышенный тонус парасимпатической нервной системы.
В норме ЖЕЛ составляет примерно ¾ общей емкости легких. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития. Для оценки индивидуальной ЖЕЛ принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным эмпирическим формулам. Так, исходя из показателей роста обследуемого в метрах и его возраста в годах (В), ДЖЕЛ (в литрах) можно рассчитать по следующим формулам:
ДЖЕЛ муж. = 5,2 х рост – 0,029 х В – 3,2.
ДЖЕЛ жен. = 4,9 x рост – 0,019 х В – 3,76.
ДЖЕЛ девочек 4-17 лет при росте от 1 до 1,75 м = 3,75 х рост – 3,15.
ДЖЕЛ мальчиков 4-17 лет при росте до 1,65 = 4,53 х рост – 3,9.
ДЖЕЛ мальчиков 4-17 лет при росте больше 1,65 = 10 х рост – 12,85.
В качестве прямых показателей, характеризующих физическую подготовленность, могут быть использованы следующие контрольные упражнения:
1. 12- минутный тест ходьбы и бега К. Купера.
2. Тест на гибкость:
1) Встаньте – ноги вместе и медленно наклоняйтесь к полу: достали пол ладонями – 4 балла; пальцами – 3 балла; не касаетесь пола – 0 баллов.
2) Ноги прямо, на ширине плеч. Наклонитесь влево и вправо, не двигая тазом: касаетесь икр ног – 4 балла; достаете до колена – 3 балла; не дотянетесь до колена – 0 баллов.
3) Лежа на спине, заведите ноги за голову: прямой ногой коснитесь пола – 4 балла; согнутой – 2 балла; не коснетесь – 0 баллов.
3. Упражнения для измерения силы мышц брюшного пресса (м, ж) (количество раз). Из положения лежа на спине, руки за головой (за ушными раковинами), ноги согнуты – зафиксированы. Поднимание туловища до положения седа.
4. Упражнения для измерения силы мышц рук (количество раз).
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, высота опоры – 40 см (ж).
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (м).
5. Упражнения для определения уровня развития координационных способностей.
Измеряется точность, время их выполнения и количество допущенных ошибок.
1. И.п. – правая рука в сторону, левая вниз.
1) правую руку вниз, левую вперед;
2) правую руку вперед, левую вниз;
3) правую руку вниз, левую в сторону;
4) И.п.
2. И.п. – правая рука в сторону, левая вниз.
1) правую руку вверх, левую в сторону;
2) правую руку вперед, левую вверх;
3) правую руку вниз, левую вперед;
4) И.п.
3. И.п. – правая вверх, левая вниз.
1) правую вниз, левую вверх;
2) правую вверх;
3) правую вниз;
4) правую вверх, левую вниз;
5) левую вверх;
6) правую вниз;
7) правую вверх;
8) И.п.
4. Метание теннисного мяча в цель (очки).
5. Десять теннисных мячей бросить в цель (фиксируя количество попаданий и общее время).
6. Сидя на полу (мат), бросить мяч вверх, встав, поймать его, вновь бросить вверх, сесть и поймать его (оценивая точность).
7. Теннисный мяч разместить между правым бедром и голенью, подбросить его из-под колена, как можно выше над головой, повернуться на 360 и поймать мяч. То же выполнить слева.
Оценка физической подготовленности
Название упражнения
| Оценка | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Мужчины упражнения для измерения гибкости (см) Женщины | +10 +15 | +5 +10 | 0 +5 | -5 0 | -5..-10 0..-5 |
Мужчины упражнения для измерения силы мышц брюшного пресса (кол, раз.) Женщины | 50 40 | 40 30 | 30 20 | 20 15 | 15 10 |
Мужчины упражнения для измерения силы мышц рук (кол. раз.) Женщины | 30 10 | 25 8 | 20 6 | 15 4 | 10 2 |
метание теннисного мяча в цель (очки,3 мяча) | 9 | 7 | 5 | 4 | 3 |
метание мяча в цель за 1 мин.(кол-во попаданий 10 мячей) | 26-30 | 21-25 | 16-20 | 11-15 | 10 |
упражнения для определения уровня развития коордиционных способностей (м, ж.) (определение точности) | 3 раза без задержки, 1 движ/сек. | 3 раза в более медл. темпе | 3 раза с паузами | 3 раза в медл. темпе с 1 ошибкой | 3 раза в медл. тепме с 2 ошиб. |
12-минутный тест ходьбы и бега К. Купера
Степень физической подготовленности
| Дистанция (км), определенная за 12 мин | ||
возраст | |||
13-19 | 20-29 | ||
ОЧЕНЬ ПЛОХО | -муж -жен | Менее 2,1 Менее 1,6 | Менее 1,95 Менее 1,55 |
ПЛОХО | -муж -жен | 2,1-2,2 1,6-1,9 | 1,95-2,1 1,55-1,8 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | -муж -жен | 2,2-2,5 1,9-2,1 | 2,1-2,4 1,8-1,9 |
ХОРОШО | -муж -жен | 2,5-2,75 2,1-2,3 | 2,4-2,6 1,9-2,1 |
ОТЛИЧНО | -муж -жен | 2,75-3,0 2,3-2,4 | 2,6-2,8 2,15-2,3 |
ПРЕВОСХОДНО | -муж -жен | Больше 3,0 Больше 2,4 | Больше 2,8 Больше 2,3 |
График проведения процедур измерения