Секция 3 «Теория государства и права в условиях меняющегося миропорядка: современные подходы и тенденции. Проблемы истории государства и права России и зарубежных стран»

Костенко Станислав Романович

студент 2 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Шапиро И.В.

доцент кафедры конституционного и муниципального права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент

ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ

Аннотация: в данной работе описаны проблемы языковой политики в Российской Федерации и один из возможных способов решения возникающих разногласий: предоставление муниципалитетам определенной самостоятельности при решении вопросов о правовом статусе того или иного языка на своей территории наравне с русским языком как государственным (в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и принципами народной демократии).

Ключевые слова: языковая политика, межнациональный мир, языки народов Российской Федерации, государственный язык Российской Федерации, органы местного самоуправления.

 

В Российской федерации существует обширная нормативно-правовая база касательно вопросов проведения языковой политики (примеры: ч. 2 ст. 26 и ст. 68 Конституции Российской Федерации[37], Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 1807-1 от 25.10.1991[38], Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ[39], Указе Президента РФ от 26.10.2018 № 611 «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации»[40], Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ[41], «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ[42], различные нормативно-правовых акты субъектов Российской Федерации, Распоряжение Президента РФ от 22.02.2001 № 90-рп[43].

Тем не менее, в республиках/других субъектах РФ сохраняется ряд проблем, обусловленных языковой дискриминацией на взаимной основе: как со стороны русскоязычных, так и со стороны носителей других языков. Это обусловлено рядом причин (в частности, описываются негативные последствия принятия Федерального закона «О внесении изменений в ст. 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»[44] от 03.08.2018 № 317-ФЗ).

Инициатива автора состоит в предоставлении определенной в законе степени самостоятельности органам местного самоуправления касательно языковых вопросов на своей территории.

Единый федеральный регистр языков Российской Федерации (ЕФРЯ РФ) утверждается федеральным центром. Его статус закрепляют в Конституции, внеся необходимые поправки в ч. 2 ст. 68. Республики/субъекты вносят поправки в свое законодательство. Это касается местных конституций и языковых законов, в том числе упраздняя многочисленные «законы о языках» (в республиках) на том основании, что каждый из указанных в Регистре языков (а в РФ проживают носители более 150 языков), заведомо приобретает официальный статус на всей территории Российской Федерации с учетом двух 2 новых понятий: «активности» и «пассивности» официального языка. Русский как единственное средство межнациональной коммуникации, рабочий язык государства и фактор объединения страны является «активным» официальным языком в масштабах всей федерации изначально, другие языки – лишь в пределах тех муниципальных образований, население которых на добровольной основе приняло соответствующее решение путем создания инициативной группы, (она обращается к ЕФРЯ с целью разработки необходимого муниципального правового акта, где будут подробно изложены требования, как и в каком объеме следует использовать тот или иной язык на территории муниципального образования, в дальнейшем проект акта рассматривается компетентным органом или должностным лицом местного самоуправления и в случае одобрения положений инициативы, вся необходимая информация доводится до администрации муниципального района).

Далее обращается внимание на возможный вариант толкования положений ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ[45], а также на возможность применения ст. 22.



Литовченко Анна Игоревна

студент 2 курса

Юридического факультета им. А. А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

 

Научный руководитель: Хиль И.М.,

доцент кафедры теории и истории государства и права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

 кандидат юридических наук, доцент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: