Аннотация: В статье рассмотрены проблемы возникновения и развития правосознания молодежи под влиянием крупнейших институтов общества: государства и средств массовой информации. С помощью проведенного среди студентов социологического опроса нами были выявлены источники формирования правовой культуры, а также их недостатки. Кроме того, были рассмотрены основные вопросы, в которых наблюдается отсутствие знаний у молодого поколения, и сделаны выводы о важности их разрешения.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, источники информации, средства массовой информации, формирование правовой осознанности.
Правосознание в наши дни, являясь компонентом правовой культуры, формируется под эгидой общественного мнения с помощью популярных среди населения источников информации.
Изучение содержания правосознания часто носит практический характер и используется для предсказания возможного поведения населения[46]. При этом гораздо меньше внимания уделяется исследованию процесса формирования, правовой социализации личности. В условиях постоянных социально-политических перемен уровень правового сознания граждан, особенно молодого поколения, напрямую связан с работой средств массовой информации, которые и формируют отношение молодёжи к праву.
СМИ дают возможность получения правовой информации для реализации прав и интересов молодых людей, однако уровень правового образования остается довольно низким, что порождает явление правового нигилизма. Многие политологи отмечают, что знания граждан в сфере права и политики являются неполными, а в большинстве случаев ещё и искажёнными из-за неверных трактовок и некомпетентности множества источников[47].
В рамках изучения проблемы формирования правовой культуры у молодежи было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 210 студентов Высших учебных заведений г. Краснодар: КубГУ и КубГТУ по различным направлениям подготовки, за исключением юридического факультета.
Для определения уровня правосознания нам необходимо определить источники, благодаря которым можно получать правовую информацию.
В условиях повсеместного использования ресурсов сети на вопрос: «Какие источники Вы обычно используете в Интернете?» было получено следующее соотношение ответов:
27% читают новости в поисковиках;
36% читают новости в социальных сетях и мессенджерах;
26% смотрят новостные видео;
10% читают новостные интернет-ресурсы;
Кроме того в результате опросов можно сделать вывод о важности для респондентов в получении информации о государственных и законодательных нововведениях из таких социальных сетей, как Вконтакте и Instagram.
Среди новостных интернет-сайтов как источников формирования знаний 20% респондентов назвали РИА Новости; 17% - Российскую газету, а 43% не используют информационные интернет-агенства вообще, на основании чего можно сделать вывод о безразличии почти половины студентов к специализированным информационным предприятиям, которые постоянно публикуют информацию о нормативно-правовых новеллах. Исходя из данных по результатам вопроса 9 и 10, действительно можно заметить, что около 50% не используют Интернет-СМИ и при этом также не доверяют им.
Нами также был проведен опрос на знание вопросов из разных отраслей права и исходя из экспресс-теста, на основании чего можно сделать вывод о среднем уровне теоретических знаний о праве, который не помог им в вопросах по конкретным разделам.
Проанализировав данные опроса студентов, а также на основе изученных работ[48]по правосознанию, можно сделать выводы, что у современного студенчества:
– достаточно низкий уровень правосознания;
– теоретические знания о праве, правотворческой деятельности находятся на среднем уровне;
– низкий уровень доверия к государственному образованию в сфере права, а также к СМИ.
На наш взгляд, чтобы исправить обозначенные проблемы, необходимо проводить комплексное правовое воспитание, включающее в себя как освоение общеобразовательных программ, связанных с правом, в средних и высших учебных заведениях, но и развивать досуг молодежи, чтобы они с помощью СМИ приобщались к правовой культуре.
Хан Ирина Сергеевна
студентка 1 курса
Юридического факультета им. А.А. Хмырова
Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Научный руководитель: Хиль И.М.,
доцент кафедры теории государства и права
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
кандидат юридических наук, доцент
Ключевые аспекты правосознания несовершеннолетних