Проблемы развития правового сознания студенчества

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы возникновения и развития правосознания молодежи под влиянием крупнейших институтов общества: государства и средств массовой информации. С помощью проведенного среди студентов социологического опроса нами были выявлены источники формирования правовой культуры, а также их недостатки. Кроме того, были рассмотрены основные вопросы, в которых наблюдается отсутствие знаний у молодого поколения, и сделаны выводы о важности их разрешения.   

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, источники информации, средства массовой информации, формирование правовой осознанности.

Правосознание в наши дни, являясь компонентом правовой культуры, формируется под эгидой общественного мнения с помощью популярных среди населения источников информации.

Изучение содержания правосознания часто носит практический характер и используется для предсказания возможного поведения населения[46]. При этом гораздо меньше внимания уделяется исследованию процесса формирования, правовой социализации личности. В условиях постоянных социально-политических перемен уровень правового сознания граждан, особенно молодого поколения, напрямую связан с работой средств массовой информации, которые и формируют отношение молодёжи к праву.

СМИ дают возможность получения правовой информации для реализации прав и интересов молодых людей, однако уровень правового образования остается довольно низким, что порождает явление правового нигилизма. Многие политологи отмечают, что знания граждан в сфере права и политики являются неполными, а в большинстве случаев ещё и искажёнными из-за неверных трактовок и некомпетентности множества источников[47].

В рамках изучения проблемы формирования правовой культуры у молодежи было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 210 студентов Высших учебных заведений г. Краснодар: КубГУ и КубГТУ по различным направлениям подготовки, за исключением юридического факультета.

Для определения уровня правосознания нам необходимо определить источники, благодаря которым можно получать правовую информацию.

В условиях повсеместного использования ресурсов сети на вопрос: «Какие источники Вы обычно используете в Интернете?» было получено следующее соотношение ответов:

27% читают новости в поисковиках;

36% читают новости в социальных сетях и мессенджерах;

26% смотрят новостные видео;

10% читают новостные интернет-ресурсы;

Кроме того в результате опросов можно сделать вывод о важности для респондентов в получении информации о государственных и законодательных нововведениях из таких социальных сетей, как Вконтакте и Instagram.

Среди новостных интернет-сайтов как источников формирования знаний 20% респондентов назвали РИА Новости; 17% - Российскую газету, а 43% не используют информационные интернет-агенства вообще, на основании чего можно сделать вывод о безразличии почти половины студентов к специализированным информационным предприятиям, которые постоянно публикуют информацию о нормативно-правовых новеллах. Исходя из данных по результатам вопроса 9 и 10, действительно можно заметить, что около 50% не используют Интернет-СМИ и при этом также не доверяют им.

Нами также был проведен опрос на знание вопросов из разных отраслей права и исходя из экспресс-теста, на основании чего можно сделать вывод о среднем уровне теоретических знаний о праве, который не помог им в вопросах по конкретным разделам.

Проанализировав данные опроса студентов, а также на основе изученных работ[48]по правосознанию, можно сделать выводы, что у современного студенчества:

– достаточно низкий уровень правосознания;

– теоретические знания о праве, правотворческой деятельности находятся на среднем уровне;

– низкий уровень доверия к государственному образованию в сфере права, а также к СМИ.

На наш взгляд, чтобы исправить обозначенные проблемы, необходимо проводить комплексное правовое воспитание, включающее в себя как освоение общеобразовательных программ, связанных с правом, в средних и высших учебных заведениях, но и развивать досуг молодежи, чтобы они с помощью СМИ приобщались к правовой культуре.

Хан Ирина Сергеевна

студентка 1 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Хиль И.М.,

доцент кафедры теории государства и права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент

Ключевые аспекты правосознания несовершеннолетних


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: