И популяризация его формирования в подростковой среде

Аннотация: В данной статье рассмотрены основы формирования правосознания несовершеннолетних, а также выявлены факторы, влияющие на неправомерное поведение подростков. Анализируются имеющиеся в теории и практике предложения по повышению уровня правовой культуры несовершеннолетних.

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, правовое воспитание, несовершеннолетние, правомерное поведение.

В условиях развития современного правового государства важное значение приобретает укрепление организованности граждан, что напрямую зависит от уровня правового сознания и правовой культуры людей. В последнее время в нашей стране большую актуальность приобретает проблема подростковой преступности. В этой связи необходимо улучшение правового воспитания населения, в особенности несовершеннолетнего. В раннем возрасте закладывается фундамент правосознания, который позволяет сформировать социально-ориентированную личность, уважающую законодательство и государство. Правомерное поведение зависит от нравственного, семейного воспитания человека, соблюдения сформировавшихся среди людей правовых обычаев и традиций.[49]

На правовое сознание несовершеннолетних оказывают влияние множество факторов. Первостепенный фактор – это семья. В ней происходит определение ценностей, прививается уважение к закону и государству, воспитывается любовь к Отечеству.

Формирование правового сознания школьников взаимосвязано с правовым образованием. В процессе обучения следует активно проводить занятия, направленные на изучение форм государственного устройства, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ.

Важную роль играет и правовое воспитание несовершеннолетних, которое подразумевает под собой систематический и целенаправленный педагогический процесс, посредством которого происходит закрепление правового сознания у школьников.

Именно в подростковом возрасте впервые проявляются противоправные действия. В этом случае необходимо применить многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на школьников. Для несовершеннолетних правонарушителей характерно то, что в их системе ценностей закон занимает менее важное место, чем у их законопослушных сверстников. В силу искаженного правосознания многие школьники чаще подвержены нарушениям. Выделяются два уровня дефективности правосознания: первый – когда искажения носят частный характер. Несовершеннолетний правонарушитель убежден в правильности и справедливости правовых требований, в необходимости их соблюдения. Однако при этом он либо неверно представляет само содержание некоторых требований, либо идет в нарушение права, делая для себя исключение в угоду желаниям. Повторяясь, подобные искажения приводят ко второму уровню деформации правосознания - к нигилистическому отношению к праву. Чаще всего подросток убежден, что требования и запреты права носят формальный характер, руководствоваться стоит только своими интересами.

Правосознание школьников является главным элементом их правовой культуры. Правовая культура обладает большей устойчивостью, по сравнению с правосознанием. Подростковый период – удачное время для закрепления правовой культуры – в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах и законах.

В образовательных учреждениях предлагается ввести тематические факультативы, внедрить механизмы поощрения проявлений высокого уровня правосознания подростками, определить мотивационные моменты для мероприятий, направленных на укрепление правового сознания школьников. Предлагается организовать и внедрить показ постоянных телепередач правового характера. Необходимо организовать социальную рекламу правового содержания в сети Интернет, на телевидении, на рекламных щитах.

Радует, что в современном обществе присутствует и правосознательная молодежь, которая своим поведением демонстрирует уровень правовой культуры. В нынешней сложной ситуации молодые люди в качестве волонтеров помогают в борьбе с коронавирусом. Действует акция «Мы вместе», которая направлена на поддержку жизнедеятельности пожилых людей.

Формирование правового сознания несовершеннолетних взаимосвязано с проблемой становления и развития их нравственности. По сей день актуальна мысль П.И. Новгородцева о том, что «современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед» [50]. В юности человек принимает важное решение, которое определяет в дальнейшем его гражданскую позицию в обществе. Общество и государство должны сделать все возможное, чтобы новое поколение несовершеннолетних всегда принимало единственно правильное решение.

 

Секция 4 «Медицинское право: от истоков к современности»

Агаркова Юлия Геннадьевна

студент 3 курса

Юридического факультета им. А. А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

 

Научный руководитель: Терещенко Н.Д.,

доцент кафедры конституционного и муниципального права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент

Причины кадрового дефицита медицинских работников в механизме реализации конституционного права граждан на бесплатную

Медицинскую помощь

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные причины кадрового дефицита медицинских работников, среди которых: территориальная протяженность страны и дифференциация климатических условий, иммиграция медицинских работников, низкий уровень заработной платы труда медицинских работников, негосударственное регулирование количества мест в медицинских ВУЗах.

Ключевые слова: Бесплатная медицинская помощь, социальное государство, охрана здоровья, медицинские услуги, здоровье граждан.

 

Российская Федерация (далее – РФ) является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ)[51]. Социальность государства зависит от перечня предоставляемых гарантий, уровня жизни граждан, а также механизма защиты прав человека, в котором важную роль занимает реализация конституционного права на бесплатную медицинскую помощь.

Часть 1 ст. 41 Конституции РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Из части 2 статьи 19 З «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что под правом на бесплатную медицинскую помощь понимается право граждан на медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме и без взимания платы [52].

В настоящее время возникает ряд вопросов, связанных с реализацией данного права, в числе которых проблема кадрового дефицита медицинских работников.

В соответствии с данными ВЦИОМ проблемы непрофессионализма врачей, неправильно поставленного диагноза и назначенного лечение отмечают 37% и 43% от числа опрошенных[53]. Вледствие этого появляется кадровый дефицит медицинских работников, что также отмечается в опубликованном отчете Счетной палаты[54].

Одной из причин кадрового дефицита медицинских работников является большая территориальная протяженность страны и дифференциация климатических условий. Это определяет разный уровень обеспеченности субъектов РФ врачами. Для устранения этой причины государство принимает различные программы, одной из которых является программа «Земский доктор»[55]. По ее условиям врачи направляются на работу в села и малые поселения и, проработав там 5 лет, получают 1 млн рублей. В Краснодарском крае с 2012 года по программе «Земский доктор» было заключено 3074 договора с медицинскими работниками, из них в 2018 году – 369.

В настоящее время ежегодно уезжают сотни выпускников российских медицинских ВУЗов в более благополучные страны, например в Финляндию[56]. Большинство ученых сходятся во мнении, что для сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения должна быть предусмотрена реорганизация структуры медицинских кадров[57].

Следующей причиной является низкий уровень заработной платы труда медицинских работников из-за низкой престижности профессии врача в России. Для сравнения, в Германии средняя зарплата врача более чем в 2 раза выше среднего уровня зарплаты по стране, в США – в 5 раз, а в России в 1,1-1,5 раза[58]. Согласно посланию Президента РФ о бюджетной политике от 2018 г. на развитие системы здравоохранения в 2019–2024 гг. планируется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП, но стремиться нужно к 5%[59].

В отличие от зарубежной практики в России государство не регулирует численность и структуру внебюджетных мест при приеме в ординатуру[60]. Как правило, ВУЗы на платной основе готовят врачей популярных специальностей, вследствие чего появляется дефицит медицинских работников иных специализаций. Считаем, что регулировать количество мест в ВУЗах на ту или иную специализацию в зависимости от потребностей в кадрах медицинских учреждений должно государство, а не медицинские вузы.

Для устранения рассмотренной проблемы необходимо повышать квалификацию и профессиональную переподготовку специалистов; развивать целевое обучение; развивать трудоустройство выпускников медицинских ВУЗов; предусмотреть стимулирующие выплаты для отдельных категорий сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: