Уральский институт-филиал РАНХиГС
Кафедра теории и социологии управления
Стратегический менеджмент
Рабочая учебная программа дисциплины
Для направления подготовки
«Государственное и муниципальное управление»
(заочная и очно-заочная форма обучения)
Составитель:
В.А. Костин, д.ф.н., профессор
В.Ю. Черкасова, к.с.н., доцент
Д.А. Кривова, ст.преподаватель
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | Введение | 3 |
2. | Структура учебной дисциплины | 7 |
3. | Тематический план учебной дисциплины | 8 |
4. | Содержание дисциплины | 9 |
5. | План практических занятий | 10 |
6. | Формы контроля и отчетности | 18 |
7. | Список монографической и учебной литературы | 22 |
Введение
Курс " Стратегический менеджмент " включен в состав вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) учебного плана, составленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 – "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) «бакалавр»). Рабочая программа курса – составной элемент учебно-методического комплекса по курсу " Стратегический менеджмент", учитывающий специфику подготовки государственных и муниципальных служащих, разработана на основе современных представлений об основах стратегического управления, теоретических разработок преподавателей кафедры теории и социологии управления.
|
|
Рабочая учебная программа дисциплины является составным элементом учебно-методического комплекса по курсу «Стратегический менеджмент», учитывающим специфику обучения на факультете подготовки государственных и муниципальных служащих.
Рабочая учебная программа дисциплины «Стратегический менеджмент» включает в себя структуру учебной дисциплины, тематический план, содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, методические указания по написанию контрольной работы, перечень примерных вопросов для подготовки к зачету, список литературы.
Актуальность дисциплины.
Профессиональная деятельность государственного и муниципального служащего заключается в умении обеспечивать реализацию полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, замещающих соответствующие государственные и муниципальные должности. Это требует от государственных и муниципальных служащих овладения соответствующими знаниями, выработки адекватных навыков и умений, которые обеспечивали бы управление на основе знаний и навыков, которые даёт курс стратегического менеджмента.
|
|
1.2 Основными целями и задачами курса «Стратегический менеджмент» являются:
• формирование базовых знаний в области стратегического государственного и муниципального управления;
• формирование и развитие у студентов, обучающихся на специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» методологии и навыков стратегического мышления;
• овладение методами и навыками стратегического анализа социальных процессов на различных уровнях: государственном, региональном, муниципальном;
• приобретение практических навыков использования моделей и инструментов стратегического планирования;
• овладение современными управленческими технологиями в сфере принятия стратегических решений.
Место дисциплины в структуре ООП
«Стратегический менеджмент» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть). Для успешного освоения курса студенты должны обладать знаниями в области философии, политологии, социологии, маркетинга.
Дисциплина «Стратегический менеджмент» является предшествующей для таких дисциплин, как «Политический маркетинг», «Маркетинг территорий».
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных (ОК):
· Знание требований общекультурной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдениям правил этического поведения (ОК-2);
· Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
· Умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
· Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
· Владение основными навыками и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-8);
· Владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);
· Способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);
· Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
· Способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за решения и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);
· Владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовывать свой труд; способность порождать новые идеи, находить новые подходы к их реализации (ОК - 16).
Профессиональных (ПК).
|
|
Организационно-управленческая деятельность:
· Знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
· Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
· Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
· Способность принимать решения в условиях неопределённости и рисков (ПК-4);
· Способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
· Способность принимать участие в проектировании организационных действий, умение эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
· Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
· Умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12).
Информационно-методическая деятельность:
· Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
· Способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);
· Знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);
Коммуникативная деятельность:
· Умение устанавливать и использовать информационные источники для учёта потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);
· Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);
· Способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности (ПК-34);
|
|
· Владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы (ПК-38).
Проектная деятельность:
· Умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);
· Способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);
· Готовность участвовать в реализации программ организационных изменений (ПК-41);
· Способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
· Способность оценить экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);
· Способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);
· Владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49).
По окончанию изучения курса студенты должны:
Знать:
· теоретические основы стратегического менеджмента: основные понятия, концепции и методы стратегического менеджмента;
• основные виды стратегий и стадии их реализации;
• специфику стратегического управления в государственном и муниципальном секторах;
• исторический и зарубежный опыт стратегического государственного управления;
• методологию стратегического государственного управления и стратегического управления муниципальным образованием;
• теоретические и практические проблемы стратегического государственного и муниципального управления.
Уметь:
· формулировать изменения, которые произошли в среде управления на основе анализа внешней и внутренней среды органов власти;
· формулировать миссию органа власти;
· формулировать цели, понимать и видеть область использования различных концепций стратегий, формировать стратегические направления деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), формулировать различные стратегии для решения конкретных задач;
· разрабатывать стратегические планы, способствующие реализации выбранных стратегий.
· формулировать изменения, способствующие реализации выбранных стратегий, разрабатывать планы осуществления изменений.
Владеть:
• основными видами анализа, обеспечивающего стратегическое управление;
• технологией разработки и реализации стратегических планов.
Программой изучения дисциплины предусматривается - чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа студентов, выполнение конкретных практических заданий, носящих как теоретический, так и прикладной характер, ответы на вопросы тестов и т.п.