План практических занятий

Для эффективного освоения курса целесообразно проводить семинарские (практические) занятия в следующих формах:

– деловые игры;

– семинары-конференции с заслушиванием докладов (сообщений) и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;

– семинары-дискуссии по проблемам и вопросам теории организации;

– анализ конкретных ситуаций, связанных с деятельностью современных государственных, муниципальных и коммерческих организаций;

– составление словарей (глоссариев), структурно-логических схем, таблиц по определенным темам.

 

      Раздел 1. Теоретические основы стратегического менеджмента   Тема 1.1.  Введение в стратегический менеджмент Вопросы для обсуждения 1. Что такое «стратегия»? В чём сущность стратегического менеджмента? 2. Каковы предпосылки возникновения и развития стратегического менеджмента в России и зарубежом? 3. Охарактеризуйте этапы развития стратегического менеджмента. 4. Как соотносятся понятия «стратегия», «программирование», «прогнозирование», «планирование», «проектирование»? 5. Что сегодня вынуждает руководителей фирм рассматривать деятельность компании в стратегической перспективе? 6. Что является предметом стратегического менеджмента? 7. Каковы функции стратегического менеджмента и механизмы их реализация? 8. Порассуждайте, как могут соотноситься подходы к выполнению задачи по разработке стратегии с жизненным циклом организации и видами организационных структур? 9. Применение стратегического управления в государственном и муниципальном менеджменте. Творческие и письменные задания 1. Заполните таблицу: «Сопоставление стратегического и оперативного управления»
Сравнительный признак Оперативное управление Стратегическое управление
Цели    
Пути достижения целей    
Фактор времени    
Средство управления    
Проблема    
Решение управленческих проблем    
Стиль организационного поведения    
Организационная структура    
Структура власти    
Отношение к риску    
Объект внимания менеджмента    
Управленческие навыки    

Студенты, относящиеся к 1 варианту, заполняют таблицу по первым шести сравнительным признакам.

Студенты, относящиеся ко 2 варианту, заполняют таблицу по следующим или оставшимся шести сравнительным признакам.

2. Ответьте письменно на следующий вопрос. Известный специалист в области стратегического менеджмента И. Ансофф утверждает, что «стратегия – понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих». Почему же тогда предприятия занимаются разработкой стратегии?

3. Постройте классификации факторов определяющих стратегию организации по следующим основаниям (по сфере возникновения; по природе возникновения; по возможности прогнозирования; по масштабам распространения влияния фактора; по степени открытости). Проследите на примере конкретной организации влияние и действие этих факторов. Возможные организации для анализа: «Газпром», «Мегамарт», «Мегафон», «УралВагонЗавод», «Кировский», «Ростелеком», «Google» и др.

Литература

1. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. М.: Генезис, 2011. 848 с.

2. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. (ГРИФ). М.: Инфра-М, Норма, 2009. 544 с.

3. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2009. С. 311 – 338.

4. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. М.: Омега-Л. 2012. с. 496

5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. С. 6 – 19.

6. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: КноРус, 2012. 496 с.

7. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.             А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2012. С. 10 – 32.

8. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие / Под ред.                           Ф.Л. Шарова. М.: МИЭП, 2007. С. 55 – 59.

9. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. Сызрань: Изд-во «Самар. гос. техн. ун-т.», 2010. С. 5 – 31.

10. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 320 с.

11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. (Рек. МО). М.: Дело, 2008. С. 7 – 21.

12. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

 

Тема 1.2. Основные школы стратегического менеджмента

1. Раскройте суть школ стратегического планирования по                                    Г. Минтцбергу.

2. Определите отличительные черты Школы дизайна, Школы планирования и Школы позиционирования.

3. Какие модели стратегического менеджмента Вы знаете? Охарактеризуйте оптимальные условия применения этих моделей управления.

Творческие и письменные задания

Заполните таблицу: «10 школ стратегического планирования по                  Г. Минтцбергу»

Название школы Суть процесса стратегического менеджмента
1.    

Студенты, относящиеся к 1 варианту, заполняют таблицу по следующим школам стратегического менеджмента: Школа дизайна. Школа планирования. Школа позиционирования. Школа предпринимательства. Когнитивная школа.

Студенты, относящиеся ко 2 варианту, заполняют таблицу по следующим школам стратегического менеджмента: Школа обучения. Школа власти. Школа культуры. Школа внешней среды. Школа конфигурации.

Литература

1. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. С. 15 – 20; С. 32 – 46.

2. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2011. 224 с.

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Под общ. ред. Ю. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 330.

4. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: КноРус, 2012. 496 с.

5. Слиньков В.Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Практические рекомендации. Учеб. пособие. М.: Дакор, КНТ, 2008. 384 с.

6. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.             А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005. С. 32 – 41.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: