Супервизор – С.А. Кулаков

По описанию психотерапевта, первой начинает говорить бабушка (глава семьи?).

Когда она общается, принимает гордую позу, прижимает руку к груди или жестикулирует, подается вперед, поджимает губы. Лицо застывает. В речи много категоричных фраз, лозунгов. «Так нельзя. Так надо. Надо жить честно, безукоризненно, через силу, работать в две смены».

Мать. Поза застывшая, сгорбившись, мимика небогатая. Когда отвечает дочка, у нее появляется гримаса неприятия. Когда начинает говорить бабушка – замолкает. Немного перебирает руками. Девочка. Постоянно меняет позы, двигает ногами, плечами, руками. Периодически сжимает кулаки, бьет кулаком о кулак, слегка ударяет кулаком по челюсти. Гримасничает в ответ на слова матери, хихикает, «стреляет» глазами.

В ходе супервизорской сессии, проведенной в заочной форме с использованием клинических ролевых игр, выяснилось, что в семье сложились определенные стереотипы взаимодействий. Существует система правил: «детей нельзя баловать, надо воспитывать в строгости и ограничениях» (бабка), «ты для меня всю жизнь будешь маленькой» (мать). Девушку не считают «полноценным» членом семьи, с ней не обсуждают важные моменты жизни семьи, например планирование расходов на покупки и семейный бюджет, карманных денег не дают, полагая, что они и так ей все покупают. Коммуникативный стиль нарушен: взаимные нападки, перебранка. Девочка дважды показала фигу матери и стукнула себя по подбородку. Мать иногда бьет дочку и кричит на нее. Дочь считает, что мать не вправе требовать от нее хорошего поведения, ибо «сама приползает на карачках». Определился «двойной зажим»: «будь взрослой, но оставайся моим ребенком» (мать). (Построение высказывания на двух логических уровнях, взаимно противоречащих друг другу, приводят к парадоксу).

При заочной супервизии ситуация расценивалась как попытка каждой из женщин перетянуть психотерапевта на свою сторону; кроме того, здесь пришлось столкнуться с явлениями противопереноса. У психотерапевта дочка такого же возраста, скромная девочка. Он в душе боится, что она может столкнуться с такими девушками, как его пациентка.

Очная супервизия

Вторая супервизия проведена в форме очной, «живой» супервизии (с приглашением семьи на занятия с врачами, проведением сеанса психотерапии, обсуждением случая «отражающей командой»). На сеансе психотерапии присутствовали:

Мама – Наталья Дмитриевна (М.)

Бабушка – Вера Михайловна (Б.)

Дочка и внучка Надя (Н.)

Супервизируемый – психотерапевт А.

Психотерапевт, проводящий сеанс семейной психотерапии, – С. А. Кулаков.




double arrow
Сейчас читают про: