Заключение супервизора

Психотерапевты А. и С. А., каждый в свое время, приступили только к формированию раппорта. Этот процесс не завершен, поэтому выдвижение терапевтических гипотез вполне оправданно, но каждый психотерапевт должен отдавать себе отчет, что эти гипотезы пока носят предварительный характер.

Следует проверить функционирование подсистемы границ в семье и правила их соблюдения и правила их нарушения.

Возникает вопрос о степени мотивации членов семьи для продолжения психотерапии.

Супервизия психотерапии подростка с психосоматическим расстройством (бронхиальная астма)

Бронхиальная астма является одним из семи заболеваний, которые признаны психосоматическими. В. Вайцзекер(1951) сравнивает приступ бронхиальной астмы с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью» (de Boor, 1965). Э. Хайм (1970) характеризует в целом больных с бронхиальной астмой как боязливых с истерическими и/или ипохондрическими чертами.

М. Фухс (1965) пишет: «Страх, становящийся агрессивной защитой, напряжение, вырождающееся в навязчивое желание владеть, – это признаки поведения, заостряющиеся в астматическом приступе и теряющие собственный, размеренный ритм». В. Бройтигам, П. Кристиан (1973) основное значение в развитии бронхиальной астмы отводят подавлению матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве – крика, плача. Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (1990, 1999) отмечают, что семьи больных с бронхиальной астмой характеризовались сдержанностью и подавлением инициативы своих детей, блокированием «несанкционированных» ими их эмоциональных проявлений.

Психоаналитики часто обращают внимание на повторяющиеся ситуации, когда ребенок с эгодистонными фобиями смерти как бы освобождает свою мать от аналогичного страха смерти и одиночества. Мать не может выразить свой страх, так как он носит эгосинтонный характер. Ребенок, демонстрируя симптом фобии, как бы озвучивает и собственную тревогу, и тревогу своей матери.

Случай психотерапии Федора К., 12 лет. Диагноз: бронхиальная астма, гормонозависимая форма,постприступный период. Сопутствующее заболевание – гастродуоденит в стадии субремиссии.

Психологические особенности личности подростка и социально-психологические условия ее формирования указывают, с нашей точки зрения, на один из механизмов формирования и фиксации соматического симптома. Учет этих обстоятельств помог нам построить программу психотерапии. Ребенок поступил в реабилитационный центр (РЦ) «Детские дюны» (главный врач – заслуженный врач РФ Н. Б. Губина) по направлению специализированного стационара города Санкт-Петербурга для проведения реабилитации.

Психотерапевты: Макарова Ольга Фридмановна и Климова Мария Любимовна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: