Особенности организации этнографических туров в современных условиях

К концу XX в., вступив в нынешний этап своего развития, туризм приобрел массовый характер, а, следовательно, стал разнообразным по спросу (возраст, образование, социальное положение и пр.) и предложению и постепенно трансформировался в глобальное социально-экономическое явление. В это время, наряду с массовыми путешествиями, происходит формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Соответственно, изменение статуса туризма привело и к изменению целей путешествий. На протяжении первых двух этапов развития ввиду их крайней спорадичности путешествий, сравнительной узости и конкретности целей требовалось наличие глубоких и точных знаний о предполагаемом месте пребывания, и прежде всего, в области географии и истории. В этой связи наибольший интерес представляла оценка условий, в которых происходило путешествие, то, как непосредственно оно было организовано в каждом конкретном случае, какой спектр услуг и эмоций получал его участник, т. е. то, что составляет саму суть этого процесса. В то время путешествия не имели массового распространения, длились долго, естественно, его участники вели подробные записи и дневники, в которых хранится большое количество ценнейшей информации.

Современный же этап, изменил саму сущность туристического путешествия. Последнее стало доступно значительной массе населения с самыми различными вкусами и потребностями. И производство туров было поставлено практически на промышленную основу с подключением информационной индустрии (прессы, телевидения, новостных программ, ток-шоу и т. д.) и индустрии досуга, которые понятным языком и с максимально упрощенным содержанием разъясняли значение туристического путешествия. Тем самым происходило формирование «туристической моды» и системы массового потребления в туризме. В результате туризм постепенно стал становиться составной частью массовой культуры, выводящей на ведущее место не интересы личности как таковой, но интересы некой массы людей, а размытые интересы общества стали выше конкретных интересов личности. Следует констатировать, что в настоящее время формирование туристской услуги представляется, в первую очередь, в виде некого технологического процесса, а ее потребление становится (во многом благодаря налаженной системе продвижения) и представляется как одна из важнейших целей существования человека и реализации его потребностей.

Технология производства туристического продукта в первую очередь базируется на постулате, что тур должен удовлетворять потребности определенной группы потребителей, а ее выбор и детализация потребностей является важнейшим фактором, определяющим коммерческую успешность сформированного туроператором путешествия.

Кроме того, к началу XXI в. изменилась сущность массовых коммуникаций. В настоящее время практически нет недостатка в возможностях доступа к достоверной информации и способов ее тиражирования, что, естественно, не могло не отразиться и на способах определения целевых установок при выборе вида и направления туристического путешествия массовым потребителем. Если туризм рассматривать как одно из проявлений массовой культуры, то существует необходимость учитывать одну из важнейших ее составляющих, а именно - тиражируемую мифологию. В данном случае «мифологию места», потенциально привлекательного для массового туриста, и «мифологию вида путешествия», соответствующего недостаточно четко оформленным стремлениям значительной группы людей, для которых информация размыта и носит в большей степени вербальный характер.

Часто этнотуризм называют музейным, так как считается, что национальная самобытность сохраняется лишь в тех местах, которые по своей сути являются музеями открытого плана (деревни, этнографические комплексы…). Это вызывает необходимость особой организации функционирования этнографической туристической отрасли. Самая популярная форма организации – это музей под открытым небом, удаленный, как правило, от города. Для постройки такого музея выбирается место, где проживает народ, культуре которого посвящен музей. Кроме того, очень жесткие требования предъявляются к экологической обстановке в месте, где организуется подобный музей – вблизи не должно быть промышленных объектов и других объектов, загрязняющих природную среду. Поэтому нередко этнографическая деревня строится в заповеднике. В связи с отдаленностью такого музея, он требует обеспеченностью необходимой инфраструктурой для комфортного посещения его туристами предприятий питания, гостиниц, зон отдыха, медпунктов, туалетных комнат в достаточном количестве.

Хакасия располагает огромным потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, большое этническое разнообразие. Культурная идентичность находит отражение во внешности, вере, языках, менталитете и традициях жителей Хакасии, представляет интерес для других народов, тем самым стимулирует развитие этнографического туризма в Республике.

Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, реализовать возможность ближе познакомиться со своей национальной культурой и погрузиться в ее традиции.

Этнографический туризм – элитарный вид туризма. Многие его формы требуют некоторой подготовки для более точного восприятия информации, следовательно, возникает необходимость формирования так называемой «культуры туриста».

Этнографический туризм не должен существовать вне науки. Так как вся информация, предоставляемая туристам должна опираться на научные факты, в целях недопущения искажений в сторону религиозных догм или распространения националистических идей.

Важнейшая задача развития этнографического туризма в ближайшее время - увеличение потока туристов в Республику Хакасия, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями, богатым туристско-рекреационным потенциалом и высоким уровнем развития туризма.

Развиваясь, этнографический туризм, является фактором возрождения и развития национальных культур. Идет поиск забытых традиционных ремесел, создаются школы мастерства, сохраняется и популяризируется язык, традиции, обряды и обычаи. Таким образом, в этнографическом туризме заложена идея сохранения, преумножения и передачи потомкам историко-культурного наследия.

Говоря проще, название и содержание программы путешествий или однодневной экскурсии должно занимать определенный раздел каталога в бумажном или электронном виде. Турпродукт создает одна турфирма, а реализацией его могут заниматься сотни турагентов, которые никогда не были сами потребителями именно этой программы, но хорошо знают типологию туризма.

Туристский продукт состоит из трёх элементов:

- тур (маршрут, программа);

- дополнительные туристско-экскурсионные услуги (прокат снаряжения, анимация, посещение фитнес-залов и бассейнов);

- товары сувенирного характера.

Главное содержание тура — это сочетание рассказа и показа.

4 дополнительных компонента тура:

- транспорт;

- питание;

- размещение;

- досуг.

В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги:

Основные — услуги, которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом, по месту проживания. Образуют базовую стоимость.

Дополнительные — услуги, не предусмотренные в ваучере или путёвке, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входят в основную стоимость путёвки (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, развлечения и т. п.)

Туристский продукт — это товар, для реализации которого необходима лицензия.[9] Определяет туристский продукт «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». «Туристский продукт включает в себя комплексные услуги – пакеты услуг (туры), услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и другие, в том числе специальные услуги, туристические товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания (карты, схемы, очки от солнца, рюкзаки и т.д.).

Пакеты услуг (туры) состоят из:

- услуг размещения;

- услуг питания (включая напитки);

- услуг транспорта;

- трансфера (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания);

- организация и оказание экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг;

- услуг по организации посещения магазинов;

- прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.)». Также, турпродукт часто ассоциируют с туристским пакетом (package-tour). Стоит заметить, что турпакет содержит только четыре обязательных элемента: транспорт услуги размещения, трансфер и медицинское страхование.

Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и потребности, и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают определённому количеству людей. Чаще всего массовым турпродуктом является турпакет, который может быть расширен, необходимыми для туриста товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации.

Кроме того, турпродукты классифицируются по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, культурно-познавательный, рекреационный, экологический, спортивный…), по транспорту (автобусный, автомобильный…), по массовости, по временной продолжительности.

Согласно законодательству РФ, [10] «туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:

- обоснованность – предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туриста;

- надежность – соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;

- эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;

- целостность – завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;

- ясность – потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;

- простота в эксплуатации;

- гибкость – способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;

- полезность – способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста».

Основные этапы планирования турпродукта и составные части документации. Туристический продукт (турпродукт) это официально утвержденный комплекс документов, который включает такие элементы:

- технологическая схема движения группы экскурсантов или отдыхающих по контрольным точкам (причалы, видовые точки, объекты показа). Схема включает километраж, хронометраж движения и время на экскурсионный рассказ по каждой отдельной точке, резервы времени (непогода и другие экстренные случаи, ответы на вопросы туристов, время на их личные нужды и т.п.);

- схема взаимодействия транспортных, экскурсионных, музейных организаций, баз размещения и предприятий питания;

- организация обучения и переобучения персонала;

- экономические показатели, страхование туристов, стоимость билетов на экскурсии и путевок на многодневные программы;

- брендирование (создание названий, лозунгов, графических символов и рекламных слоганов), рекомендации по сувенирной продукции и продвижению туристического продукта среди главных сегментов потребительского рынка.

Выше перечисленные особенности развития этнографического туризма ведут к необходимости разработки системы управления данным видом туристической деятельности, где роль государства приоритетна, так как частный сектор не сможет в полной мере осуществлять координацию рекламных мероприятий, оказывать необходимое содействие национальному этнографическому турпродукту в конкурентной борьбе на международном рынке, то есть не может формировать образ региона как благоприятный для туризма

Выводы по 1-й Главе.

Подводя итоги вышесказанного можно сделать вывод, что в современном мире этнографическому туризму уделяется повышенное внимание. Это вызвано нарастающим к нему интересом со стороны туристов, который обусловлен процессами глобализации, утратой идентичности социальными группами, этносами, народами, а также тяготением общества к самопознанию. Сегодня туристы всех возрастных категорий, социальной и национальной принадлежности желают также окунуться в национальную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народа через участие в жизни семьи или деревни.

Процесс глобализации сделал свое дело: продукцию одной страны фактически не отличить от аналога, произведенного в другой стране. В культуре разных народов недопустимо единообразие, поэтому у каждого есть отличительные черты, главное разумно и творчески представить этнографическое наследие. Желая стать популярным этнографическим направлением, и стремясь к развитию туризма в целом, регион должен создать и постоянно развивать уникальные культурные комплексы с увлекательными анимационными программами и продвигать их на туристский рынок.

Наша страна располагает всем необходимым потенциалом для развития этнографического туризма. Это и огромная территория, и богатое историческое и культурное наследие, а также постоянно развивающиеся уникальные культурные комплексы.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: