Характеристика современных праздников хакасов

Образ жизни и культурно бытовые традиции коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины - хакасов - обусловлен, прежде всего, природно-климатическими условиями Хакасии, особо благоприятными для кочевого и полукочевого скотоводства. Именно этим объясняется то, что магия основных календарных обрядов коренного населения призвана «при помощи молений сохранить и увеличить хозяйственное благополучие и одной семьи, и всей общины, а также повлиять на процессы плодородия и плодовитости скота».

Год у хакасов, как и у многих народов Востока, начинался в период весеннего равноденствия, а соответствующий праздник носил название «Чыл пазы» - начало года.

Жители аала (селения, деревни) встречали Чыл пазы вместе, причем каждая, даже самая бедная, семья старалась приобрести к празднику новую одежду. До начала праздника обязательно проводилась тщательная уборка на всей территории аала, однако необходимо было оставить у дверей немного сора, чтобы не вымести из него удачу.

Празднование начиналось встречей солнца всеми жителями аала, которые всходили на ближайшую возвышенность. Возвращаясь домой, совершали ритуальное кормление тёсей - духов-предков семьи и рода.

После начинался общий пир, называемый по-хакасски «той», в течение которого обязательны были взаимные походы в гости, причем нужно было, хотя бы ненадолго зайти в каждую юрту.

Люди обращались к друг другу со словами: «Чыл пазы чылды, чаланкибюойылды». - «Пришел Новый год, снялась змеиная шкура». Хозяин, зачерпнув араки из небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вином вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Воздаяние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масло сбрасывался в огонь. Следующая чашка арки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой - на женской». [19]

Особое внимание хакасы уделяли тому, с какой стороны гремит первый гром. Южное направление означало, что у кобылиц будет много молока, северное - у коров, восточное - овцы, западное - собаки.

Еще одна примета, завершающая обряд встречи нового года - «тёрик» - бросание на землю пустого ковша. Хорошей приметой, сулящей счастье, молочность и тучность скота, было падение ковша отверстием вверх.

Каждое лето на Базинской поляне в центре Большой могильной степи приводится традиционный национальный праздник Тун-пайрам – яркий самобытный праздник в честь первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Проводится в степных районах Хакасии в июне, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, когда перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму, появлялись первые молочные продукты. Сейчас проводится в первое воскресенье июня, когда вовсю зеленеет трава и на лужайках вспыхивают миллионы жарков.

На празднике можно отведать традиционные национальные блюда, посетить ярмарку, выставки-продажи произведений самобытных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, стать обладателем счастливого выигрыша в лотерею. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, приготовляли первые молочные продукты, шили новые платья.

В определенный день жители нескольких аалов собирались рано утром на ближайшей вершине, где устанавливались березки, коновязь и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого по-хакасски «ызых». «Ызых» освещался и считался хранителем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой (ирбен). К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов. После этого, сняв уздечку, коня отпускали на волю. Выборный старец кропил айраном ритуальный костер, березки и коновязь, благословлял небо и землю с пожеланием, чтобы у скотоводов не переводились скот и молочные продукты.

После ритуальной части устраивались спортивные состязание: конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочная водка, перегнанная из айрана). Первый айран и первая арака считались священными напитками, поэтому их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, ее нельзя было оставлять на следующий день.

Большой популярностью у хакасов пользуется борьба (хурес). Стрельба из лука – второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе – качество, ценившееся у хакасов всегда. В древности (да и в наше время) многие скотоводы были одновременно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука исчезла как военное искусство, но сохранилась как вид спорта.

Однако самая популярная часть праздника – конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель, прекрасно разбираясь в лошадях, мог отобрать наиболее пригодных коней для участия в скачках. Существовали строгие правила проведения скачек. Устраивалось несколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во втором – трехлетки, в третьем – четырехлетки, в четвертом – пятилетки, в пятом – все остальные. В шестом заезде бежали только жеребцы (чорга), а в седьмом – только иноходцы (сайбыр). Дистанция заезда – от 3 до 10 км. Старт находился вдали от места проведения праздника, но финиш всегда был в центре, и возле него толпились сотни зрителей, ожидавших исхода скачек.

Еще один вид состязаний – поднятие камня (хапчан тас). Он весит около 80 кг. Соревнование проходит по установленным правилам: надо поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть камень через плечо. Тот, кто сделает это больше раз, чем другие, становится победителем.

На празднике Тун-пайрам звучит музыка в исполнении различных музыкальных инструментов: чатхан, пырга, хомыс, тюрлё, хобрах и т.д. со всех аалов съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считается тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.[20]

Уртун-той – праздник урожая. Осенью, после жатвы, устраивали праздник урожая Уртун-той. Из молодого зерна готовили напиток (роза) и перегоняли его на водку (тун арага). Застолье устраивали прямо на току, за маленькими хакасскими столиками. Под руководством почетного страца совершалось кропление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучок несрезанных колосьев под названием «хыра улузи» («доля духа-хозяина пашни»). На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни в благодарность за полученный урожай.

Айран солындызы – праздник последнего айрана. После перекочевки на зимники хакасы отмечали праздник последнего айрана – Айран солындызы. Его проводили, как заканчивалась заготовка дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября. Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя компанией из юрты в юрту. Айран солындызы посвящали проводам «умирающей природы».[21]

Новые праздники и ритуалы, признанные автономиями в качестве государственных, были направлены на этнополитическую мобилизацию населения и утверждение этнонациональной идеологии в Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Хакасия.

Эл Ойын — народный праздник Республики Алтай. Это официальное культурно-массовое мероприятие, организуемое и финансируемое Правительством Республики Алтай (РА). Его подготовку и проведение возглавляет специальный комитет, в который входят представители всех уровней власти. Впервые праздник был проведен в 1988 г. в с. Ело Онгудайского р-на РА. Затем творческой площадкой для праздничных торжеств стали другие районы республики. Согласно первоначальной концепции, изменение места проведения мероприятия подчеркивало «кочевой характер» праздника и традиционной культуры местного населения. В 2006 г. Эл Ойын был вновь проведен в с. Ело Онгудайского р-на РА. Было принято решение, что праздник будет постоянно проводиться здесь, в географическом центре Алтая, значимом для алтайцев.

В соответствии с конституционными принципами существования многонационального сообщества РА, творческие круги пытаются вписать праздник в поликультурный контекст региона. Так, в «Положении о народном празднике Республики Алтай «Эл Ойын» декларируются следующие задачи: сохранение традиций и обычаев алтайского народа, приобщение молодежи к традициям.

Сегодня Эл Ойын выполняет особую миссию: с одной стороны, он призван отвечать идеалам национального возрождения, с другой стороны, национальной интеллигенцией проводится идея толерантности во взаимодействии народов этого региона.

За всю историю праздника для каждой церемонии разрабатывалась его эмблема. Выбор образов опирался на репертуар, представляющий археологические, культурные и природные реалии Алтая. Так, например, центральным образом эмблемы первого Эл Ойына, проходившего в 1988 г., стал элемент традиционного алтайского орнамента, Эл Ойына 1993 г. — изображение птиц, выполненных в традициях скифо-сибирского звериного стиля и три вершины горы Белухи. Символом праздника 2000 г. стала так называемая «Укокская принцесса».[22]

Для последующих церемоний была утверждена постоянная эмблема. В ее основу положен флаг, разработанный известным художником, общественным деятелем Г.И. Чорос-Гуркиным для Кара-Корумской Горной Думы в 1917 г. Эмблема представляет собой горную вершину, из-за которой восходит солнце, внизу горы изображены три извивающиеся полосы — воды рек Алтая, по бокам от композиции — традиционный алтайский орнамент.

Эмблема Эл Ойына представлена на флаге праздника, который, наряду с Государственным флагом Российской Федерации, Государственным флагом Республики Алтай и символами алтайских родов торжественно поднимается в начале праздника в присутствии официальных лиц Республики Алтай и гостей праздника.

Эл Ойын занимает важное место в структуре современной праздничной обрядности Алтая. Фестиваль призван сохранить самобытную культуру народов Республики Алтай, поэтому обращение к героическому прошлому, к самобытной культуре предков является главной темой Эл Ойына.

По замыслу организаторов Эл Ойына, он является праздником духовного единения тюркских народов. Символьной элитой Республики Алтай проводится идея об уникальности тюркской культуры, которая сравнивается с культурой античности. По версии творческих кругов республики, корни Эл Ойына уходят, якобы, во времена древних скифов и гуннов, кочевников тюркских каганатов. В период праздника в древности прекращались междоусобицы и войны, и вчерашние противники становились участниками своеобразных «Олимпийских игр» Центральной Азии.

Таким образом, Эл Ойын, созданный как культурно-спортивное мероприятие на рубеже ХХ—ХХ1 вв., приобретает глубинный исторический и этнический смысл, символизируя возврат к нравственным ценностям предков. Как отмечается в буклете, подготовленном для Эл Ойына-2004 г., «праздник позволяет погрузиться в атмосферу кочевого прошлого, вдохнуть тот воздух, которым дышали предки алтайцев, казахов и других народов Центральной Азии. Раз в два года от души повеселиться всей республикой — вполне реально. И не только повеселиться, но и ощутить себя чем-то большим, нежели просто населением, - единым народом с общим прошлым и надеждами на будущее».

Важным в организации Эл Ойына является подчеркнутое уважение к традиционной культуре алтайцев, почитание старейшин. Именно родовым старейшинам предоставляется право окончательного выбора места проведения игр. Они проводят обряд освящения места праздника, который призван, по идее организаторов, «сохранить и развивать в дальнейшем традиционные алтайские обычаи и обряды, приобщить молодое поколение к национальным традициям». [23]

Таким образом в жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.

Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.

 

Выводы по 2-й Главе

Подведя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что Республика Хакасия представляет собой совокупность компонентов:  

- достопримечательность, которая побуждает туристов совершать путешествия в наш регион;

- удобства, то есть размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов;

- доступность, так как добраться до Хакасии можно любым видом транспорта и автобусом, и поездом, и самолетом, и просто на собственном автомобиле.

 Республика Хакасия обладает не только огромным количеством разных этносов, но и хранит в себе разнообразие музеев под открытом небом, сакральных памятников культуры, а также различные достопримечательности республики. Несмотря на то, что в Хакасии исключительно преобладает русский язык, а не национальный, никто не забыли про быт и культуру хакасов. Хакасские праздники, такие как Тун-пайрам и Чыл пазы, до сих пор празднует вся Хакасия, для того, чтобы сохранить и развивать в дальнейшем традиционные обычаи и обряды и приобщить молодое поколение к национальным традициям.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: