Традиции и обычаи хакасов как основа этнографических туров

Общая численность хакасов в Российской Федерации 78,5 тыс. человек (62,9 тыс. в Хакасии, 2,3 тыс. в Туве, 5,2 тыс. в Красноярском крае).

Хакасский язык относится к уйгуроогузской подгруппе тюркских языков. Современное название «хакасы» было официально принято в первые годы Советской власти. По мнению ряда историков и этнографов, форма «хакасы/хягасы”, взяты из китайских источников периода Танской династии (618-907), является транскрипцией слова «кыргыз».

С принятием термина «хакасы» распространилось мнение, что с приходом советской власти пять тюркоязычных групп, отличавшихся друг от друга происхождением, культурой, бытом, диалектами языка, объединились в один народ. Между тем уже в начале XIX в. у народа, проживавшего на территории расселения современных хакасов, отмечалось единство хозяйственного быта, культуры и наличие общеразговорного языка. Основными этническими группами, объединенными общим названием – хакасы, - являются следующие: качинцы (хааш, хаас), сагайцы (сагай), бельтиры (пелтир), кызыльцы (кызыл), койбалы (хойбал).[15]

Кочевой образ жизни хакасов определял тип их жилища. В XVIII и XIX вв. основным жилищем хакасов была юрта (иб). Она легко разбиралась и собиралась (примерно за 30 минут). В русских письменных источниках XVIII и XIX вв. их называют берестяными (тос иб), войлочными (киис иб) или решетчатыми (тирмелег иб).

Внутри юрта делилась на женскую и мужскую половины, как и других народов этого региона, посередине разводили огонь. Очаг (от орны) – это небольшое углубление в земле в центре юрты, края которого нередко обмазывали глиной. Края очага также могли выкладывать камнями. Над очагом обычно стоял казан на железном треножнике (очых).

Напротив входа, у западной стенки юрты располагалась кровать супругов. Обычно она завешивалась занавеской. Южная часть юрты, слева от входа, считалась мужской стороной; здесь хранились все предметы, относящиеся к мужской сфере деятельности, - оружие, конская сбруя, орудие труда, обереги и т.д. Женская часть юрты – северная, с правой стороны от входа, здесь стояли полки для кухонной утвари, сундуки с женской и детской одеждой – приданное женщины и т.д.

Основные виды хакасской одежды различаются по половозрастному принципу, крою платья, особенностями верхней плечевой одежды (сикпен) и зимних шуб двух типов – нагольных из выделанной овчины и крытых сукном или шелком. Следует почеркнуть, что левая пола шубы при запахе всегда покрывает правую. В ансамбль женской одежды входили украшения – нагрудник (пого, для замужних женщин), он надевался поверх верхней одежды; височные и накосные подвески (ызырга), металлические перстни (чустук), браслеты (пилектес), коралловые и пастовые бусы (мончых). Мужская рубаха была такого же покроя, как женское платье, но короче. Впереди рубахи был глубокий разрез, отложной воротник застегивался на большую пуговицу, которая считалась хранительницей души человека. Мужской костюм дополнялся поясом (хур), украшенным узорными металлическими накладками, кожаными ножнами и колчаном, огнивом (оттых).

Основной пищей хакасам служили зимой мясные, летом – молочные блюда. Распространенные супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной (чарба угре) и ячменный суп (коче угре). Праздничным блюдом считалась кровяная колбаса (хан-сол). Из молока делали множество продуктов и блюд, но сырым его почти никогда не употребляли, давали его только детям. Одно из молочных блюд – хурут (вид сыра) – приготовляли из аарчи (продукт переработки хакасского айрана, своеобразного молочного продукта, отдаленно напоминающего простоквашу). Хурут может храниться годами.

Традиционным занятием хакасов было скотоводство полукочевого типа. В основном разводи лошадей, крупный рогаты скот, овец. Овец предпочитали с плотной шкурой и жесткой шерстью, обычно черного цвета (хара хой). Держали домашнюю птицу, но только из-за яиц. Мясо птицы в пищу не употреблялось.

Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (лучшими охотниками считались кызыльцы и койбальцы). Охотой занимались только мужчины. Женщинам запрещалось прикасаться к любому оружию, а также забивать скот или обдирать шкуры животных. Охотились на пушистых зверей, маралов, лосей, оленей, косуль, медведей, птиц, бобров, выдр. Особо ценилась кабарга (из-за железы у самцов, которая вырабатывает дорогостоящее вещество – мускус, используемый для приготовления лекарства). Рыболовством занимались не все хакасы, в основном – кызыльцы и сагайцы.

Еще со времен Кыргызского каганата (IX в.) предкам хакасов было известно плужное земледелие, для нужд которого строили достаточно сложные ирригационные сооружения, оросительные системы. Основной посевной культурой был ячмень. В XIX в. также сеяли пшеницу, овес, озимую рожь, гречиху и просо.

Основные занятия и образ жизни скотоводов диктовали развитие определенных видов домашних промыслов, таких как выделка шкур, кож, катание войлоков, свивание арканов, ткачество (из крапивы, конопли, льна и шерсти). Хакасы умели делать берестяные лодки, лодки-долбленки из тополя, изготавливали керамическую посуду. В почете были кузнецы и ювелиры.[16]

По достижению брачного возраста (обычно 17-22 года) только в исключительных случаях кто-то не вступал в брак. Мужчина мог жениться в любом возрасте, но до его женитьбы к нему сохранялось отношение со стороны взрослых как к ребенку, а со стороны детей как к сверстнику. Он не принимал самостоятельных решений, если был еще жив его отец, дедушка или старшие братья.

Браки внутри одного сеока (сеок – род, в буквальном переводе «кость») запрещались до седьмого колена.

На женщине (ипчи – буквально «домашняя») лежала вся домашняя работа, а также воспитание детей. Мужчина являлся наследником семейных и родовых ценностей. Счет родства велся только по мужской линии. В том случае, когда женщина не могла родить сына, муж имел право взять еще одну жену, а если и вторая не рожала, то брал третью. Дети от всех трех жен считались законными. Каждой из жен ставилась отдельная юрта и выделялось свое хозяйство. Обычно многоженство практиковалось только у баев.[17]

Согласно традиционным представлением хакасов, весь космос, вселенная делились на три мира. Верхний мир находился на небесах и был населен девятью творцами (чаян). Средний мир носил название Кунниг чир, то есть солнечный мир. Здесь обитают люди, а также духи – хозяева местностей и природных явлений – ээзи. Небесные и подземные божества вели между собой непримиримую борьбу, а арена – ее средний мир. Шаманы являлись посредниками между людьми и божествами.

В течении года хакасами совершалось несколько религиозных молений. Главными считался Тун-пайрам, отмечавшийся раньше, видимо, весной, с наступлением нового года. Сейчас он проводится в июне. Еще его называют «праздником первого айрана». После завершения посевной хакасы совершали обряд урен хурты – «праздник убиения земляного червя». Земледельцы окропляли засеянные пашни хлебным вином и просили богов и духов оградить всходы от вредителей и послать хороший урожай.[18]

Условно в народном искусстве хакасов можно выделить три раздела: фигуративное искусство, декоративно-прикладное и орнамент. Хакасы украшали росписью и рисунком предметы из камня, дерева, бересты, ткани. Как отмечал С.В. Иванов (знаменитый русский художник, живописец, художник-славянист) «сюжетный рисунок встречался главным образом на предметах, имевших отношение к религии». Сюжетные рисунки выполнялись на шаманских бубнах (теер) и на кожаных изделиях. Рисунки на коже выполнялись в технике тиснения. Изображения тамги (родовой знак собственности), фигурок коня или птицы, как правило, вписаны в спирали, солнечные символы, геометрические фигуры. На ткани рисунки были вышиты (тоси), шаманские ленты. Очень редко сюжетный рисунок вплетался в орнаментальный вышитый узор отдельных деталей костюма, табачных кисетов и войлочных ковров (кибис). Сюжетные рисунки размещались также на деревянных ящичках (харчах), сундуках (абдыра), музыкальных инструментах (чатхан, ыых), посуде, коновязи (агас теек), шаманской колотушке.

Большое распространение получили фигурки Ымай иче (мать Ымай). Они были выполнены в виде мягкой куклы, из конских астрагалов, в виде лука и стрелы, изготавливались из деревянных брусочков или из набитых травой или паклей мешочков. Из дерева и коры изготовляли фигурки домашних животных, человека, лодочки, символических орудия охоты. На некоторых из них есть родовые знаки собственности. К скульптурным произведениям относятся деревянные навершия или просто миниатюрные изображения головы коня.

Одним из оригинальных изделий являются курительные трубки (ханза). Они прорезывались глубокими срезами-канавками в виде сложных геометрических узоров и заливались оловом либо инкрустировались серебряными и медными проволоками.

Из всех видов женского прикладного творчества самым массовым была вышивка. Такой этап вышивки, как создание и копирование узоров, можно рассматривать как народную графику. Трафареты узоров резали из смягченной бересты и бумаги, они хранились, передавались из поколения в поколение. Мастерицы использовали в шитье более 20 разнообразных декоративных швов, среди них самым распространенным был тамбурный сизирткен.

Терминология и характер узоров свидетельствует о богатейших традициях хакасского орнамента – почерк эпох от древности до современности.

Самый почитаемый фольклорный жанр – героический эпос (алыптыг нымах), который исполняется горловым пением (хай) под аккомпанемент чатхана. Чатхан – длинный узкий деревянный ящик, на котором натянуто от 5 до 9 струн. Настройка струн производится перемещением подложных под них альчиков (астрагалов овцы).

Таким образом хакасы — древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. Единственный муниципальный район, где хакасы составляют абсолютное большинство — Аскизский (50,4%). Также относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков, к которой помимо хакасов также относятся шорцы (мрасское шорское наречие), чулымцы (среднечулымское наречие), юйгу (жёлтые уйгуры) (сарыг-югурский язык).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: