double arrow

Таблица 1. Модель шкалы для государственных и акционерных предприятий        


Наименование отрасли

Коэффициент ликвидности Кл

Коэффициент покрытия Кпокр

Показатель обеспеченности собственными средствами Псс = 1 - Кпривл

1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
П/п отрасли 1 Более 0.6 0.6- 0.4 Менее 0.4 Более 1.5 1.5- 1.3 1.3- 1.0 Более 50% 50- 30% Менее 30%
П/п отрасли 2 Более 0.4 0.4- 0.25 Менее 0.25 Более 2.0 2.0- 1.5 1.5- 1.0 Более 35% 35- 25% Менее 25%
П/п отрасли 3 Более 0.45 0.45- 0.3 Менее 0.3 Более 1.8 1.8- 1.3 1.3- 1.0 Более 60% 60- 45% Менее 45%

 

Рейтинг (значимость) показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, занижение размера собственных средств - все это повышает рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, "закредитованность" клиентов выдвигает на первое место уровень коэффициента покрытия при оценке кредитоспособности.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности:

Б = Реi x Клi,                                                                                       (1)

где Б - сумма баллов, Реi - рейтинг i-го показателя, Клi - класс i-го показателя.

По сумме баллов предприятию присваивается класс кредитоспособности (I, II, III) . I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах. Предприятие наиболее кредитоспособно, если ему присвоили класс I.

При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие оборачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.




Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.



При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;

-факторы производства:

а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала            (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

- иммобилизованные активы,

- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и

- денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).

Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе расчета результатов деятельности определяются следующие показатели (таблица 2)[12]:                            

Таблица 2. Оценочные показатели деятельности предприятия                             

  Показатель         Формула                    Метод определения
Выручка от реализации (В)    
Валовой коммерческий доход (ВД)   ВД=В - Стмц и ги   Выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий
Добавленная стоимость (ДС)   ДС=ВД - Рэ ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)
Валовой эксплуатационный доход (ВЭД) ВЗД=ДС - Рзп - Нзп -             -Ротп ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)   ВЭР=ВЗД - Кр% +  + Двлж - Отчриск ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) СФ=ВЭР - Праб пр ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль
Чистая прибыль (П)   П=СФ+Дслуч - Рслуч - - Анедв СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости

Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.

В основе определения класса кредитоспособности заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.

Для этого применяется 3 показателя: коэффициент ликвидности, коэффициент покрытия и платёжеспособность.

Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и краткосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Платёжеспособность Псс - один из видов финансовых показателей, характеризует долю средств, вложенных собственниками предприятия в его имущество, определяет степень независимости от кредиторов. Рассчитывается по данным бухгалтерского баланса путем деления суммы собственного капитала на общую стоимость активов предприятия. Оптимальные значения Псс находятся в интервале 0.5 -0,7. Более низкие значения свидетельствуют о зависимости предприятия от внешних источников финансирования и возможной в связи с этим неустойчивости его финансового положения. Однако в ряде случаев предприятия могут сохранять достаточно устойчивое финансовое состояние и при Псс ниже 0,5. Это, в первую очередь, касается предприятий с высокой оборачиваемостью активов, стабильным спросом на производимую продукцию, налаженными каналами снабжения и сбыта, низким уровнем постоянных затрат (например, торговые и посредничество организации). Значение Псс выше оптимального уровня свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы различных предприятий.

 Таблица 4. Рейтинговая шкала для определения надежности заемщика

Наименование

К ликвидности

К покрытия

Платежеспособность

Отрасли I класс II класс III класс I класс II класс III класс I класс II класс III класс
Предприятие отрасли I Более 1.5 1.5- 1.0 Менее 1.0 Более 1.5 1.5- 1.3 1.3- 1.0 Более 0,6 0,6- 0,4 Менее 0,4
Предприятие отрасли II Более 0.6 0.6- 0.45 Менее 0.45 Более 2.0 2.0- 1.5 1.5- 1.0 Более 0,45 0,45- 0,35 Менее 0,35
Предприятия отрасли III Более 0.75 0.75- 0.5 Менее 0.5 Более 1.8 1.8- 1.3 1.3- 1.0 Более 0,7 0,7- 0,55 Менее 0,55

 

Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств, а нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах.

Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:

- анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов;

- изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- анализ факторов, определивших рост или снижение показателя обеспеченности собственными средствами;

- оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции достаточности собственных средств клиента.

Не рекомендуется улучшать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при:

· улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;

· повышении коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

· ухудшении структуры ликвидных средств;

· фактическом наличии собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;

· росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;

· улучшении показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;

· сокращение долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья.

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:

      ВЭД

К1 = ---------                                                                                                             (2)

      ДС                                                          

     Финансовые расходы

К2 = ------------------------------                                                                                 (3)

                     ДС

     Капиталовложения за год

К3 = ------------------------------------                                                                             (4)

                        ДС

     Долгосрочные обязательства

К4 = ----------------------------------------                                                                      (5)

                         ДС

     Чистое сальдо наличности

К5 = --------------------------------------                                                                           (6)

                     Оборот

Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.

Учитываются также и данные картотеки банка Франции.

Эта картотека имеет четыре раздела В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношениии предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: