При анализе кредитоспособности предприятия (credit analysis) банки должны решить следующие вопросы:
1. Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок?
2. Готов ли он их исполнить?
На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.
|
|
Основная цель анализа кредитоспособности определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
На основе глубокого комплексного анализа данных о финансовом состоянии заемщика вырабатываются решения о предоставлении ему кредита.
Не менее значимой преддверии получения кредита в банке является работа организации-заемщика по оценке крайней необходимости получения банковского кредита, а также по объективной оценке финансовой состоятельности хозяйствующего субъекта в целях выявления возможности своевременного погашения займа в ближайшем будущем. Финансовый анализ кредитоспособности заемщика, как со стороны заимодателя, так и со стороны получателя заемных средств существенно отличается по содержанию в зависимости от пользователей информации, степени ее достоверности, информационной емкости.
Раскрывая интересы банка в оценке кредитоспособности заемщика, следует подчеркнуть целесообразность и последовательность его действий в отношении будущего клиента. Предполагаемую последовательность действий можно сгруппировать в четыре этапа.
На первом этапе устанавливаются предварительные контакты с клиентом по двум направлениям: либо специалисты банка организуют определенную работу по маркетингу и рекламе с целью привлечения клиентуры для получения кредита, либо клиент сам обращается в банк, располагая хотя бы некоторыми данными о его репутации и приемлемых условиях кредитования. Банк должен тщательно и осторожно подойти к сбору основополагающей информации о хозяйствующем субъекте, обратившемся к нему за кредитом. Методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита, принятая почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций, разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.
|
|
Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.
Заемщик представляет в банк следующие документы:
1. Юридические документы:
а) регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);
б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариаль-но (первый экземпляр);
в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);
г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.
2. Бухгалтерская отчетность в полном объеме, заверенная налоговой инспекцией, по состоянию на две последние отчетные даты, с расшифровками следующих статей баланса(на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);
3. За последние три месяца - копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям в течение указанных месяцев.
4. По состоянию на дату поступления запроса на кредит: справка о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров.
5. Письмо - ходатайство о предоставлении кредита (на бланке орга-низации с исходящим номером) с краткой информацией об организации и ее деятельности, основных партнерах и перспективах развития..
Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на основании соответствующего положения устава заемщика и документа о назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.
Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму; вид кредита и срок его погашения; цену кредита; порядок выдачи; сборы (проценты) за обслуживание кредита; оценку риска банка; залоговое обеспечение (вещи, ценные бумаги, недвижимое имущество, имущественные права, транспортные средства, вычислительная техника, здания и сооружения).
Рассматривая кредитную заявку, служащие банка ответственные за выдачу ссуд, исходят из следующего[10]:
- дееспособности Заемщика;
- его репутация;
- способности получать доход;
- владение активами;
- состояния экономической конъюнктуры.
Источниками информации о кредитоспособности Заемщика могут служить:
- переговоры с Заявителями;
- инспекция на месте;
- анализ финансовых отчетов.
- внешние источники.
Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и, какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как, для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.
|
|
На втором этапе оценивается содержание кредитной заявки клиента преимущественно на данных комплексного анализа кредитоспособности заемщика и расчетов вероятности выполнения им своих финансовых обязательств. В процессе оценки кредитных заявок требуется получить аргументированные ответы на такие интересующие кредитодателей вопросы, как:
· ликвидность активов заемщика, ее достаточность для выполнения всех обязательств по кредиту в полном объеме и в установленный срок;
· финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта и его платежеспособность в предстоящей перспективе на основание анализа планов его развития;
· деловая этика потенциального клиента, создающая уверенность в том, что он не откажется от выполнения обязательств по кредиту;
· эффективность применяемых мер по оценке кредитных заявок, обеспечивающих снижение риска по кредиту;
· установление ставки доходности по предоставляемому кредиту, которая необходима банку (с учетом анализа и оценки кредитных заявок клиента) для покрытия стоимости капитала, выданного в качестве кредита, и возмещения прямых затрат, накладных расходов и компенсации риска по кредиту в случае невыполнения клиентов условий кредитного соглашения, а также в целях получения чистой прибыли от этой операции.
|
|
Как принято в сфере банковской деятельности, показатель оценки кредитного риска складывается из двух составляющих: с одной стороны, бизнес-риска, а с другой стороны, уровня финансового риска. Таким образом, на третьем этапе, выявляются количественные и качественные показатели для оценки бизнес-риска и финансового риска, как со стороны кредитодателя, так и со стороны кредитозаемщика.
Структура кредитного риска показана в Приложении 2.
Показатели оценки банком бизнес-риска при взаимодействии с заемщиком можно объединить в четыре группы:
· показатели оценки внешней среды функционирования;
· показатели качества управления;
· показатели взаимоотношения с клиентом (кредитной историей);
· показатели оценки кредитной заявки.
Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах ее деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции (услуг), спросе на нее и ее конкурентноспособность, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его клиентах (поставщики и подрядчики, дебиторы и кредиторы, их структура по объему закупок; оценку долголетия партнерства; претензии партнеров; участие их в акционерном капитале и др.).
Для оценки качества управления организации-заемщика рекомендуется использовать показатели, характеризующие: знания, опыт и профессионализм руководства клиента в области производства и финансов; возрастной состав и потенциальную преемственность работников управления; способность их реагировать на изменяющиеся условия и факторы хозяйственной деятельности, состав учредителей и учредительные документы.
Показателями анализа и оценки кредитной истории клиента являются:
- длительность взаимного сотрудничества;
- характер и интенсивность взаимоотношений банка с клиентом;
- движение денежных средств с расчетного счета в банке по кредитным ресурсам (поступление и снятие кредитных ресурсов со счета, превышение лимита задолженности, пролонгирование кредита в связи с просроченностью задолженности и др.).
Среди множества способов оценки финансового состояния наибольшее признание в российских банках получила методика расчета финансовых коэффициентов. Для объединения и систематизации показателей используется рейтинговая оценка. Она позволяет определить финансовое положение организации с помощью систематизированного показателя - рейтинга, выраженного в баллах, и отнести организацию к определенному классу кредитоспособности.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.
Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.
Коэффициенты финансового левереджа и ликвидности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически критериальный уровень, когда как остальные группы финансовых коэффициентов
— коэффициент эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельно предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как ты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.
Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности («золотое правило экономики предприятия»).
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10 % для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента — 0 %. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности. Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5 % для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) — 0 %. Выполнение «золотого правила экономики предприятия» дает 5 %, невыполнение — 0 %. Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее значение рейтинговой оценки 100 %.
Методика рейтинговой оценки используется всеми банками, благодаря своему удобству и относительной простоте в использовании, но подход к трактовке показателей, применяемых в ходе ее реализации, у кредиторов сильно разниться (и не всегда является корректным по причине «общего» подхода к конкретному клиенту).
Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает: разработку системы оценочных показателей, определения критериальных границ этих показателей, их ранжирование и оценку суммарной кредитоспособности.
В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.
Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения Заемщика ко 2 классу, выше средних - к 1 и ниже средних - к 3. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для государственных и акционерных предприятий (таблица 1)[11].