double arrow

Функционирование образовательной системы

Существенно зависит от характера профессионально-педагогической деятельности, личностных особенностей, системы взаимоотношений преподавателей и студентов, руководителей и подчиненных. Реализация идеи естественного саморазвития в образовательной системе вуза не дает гарантии того, что развитие пойдет в позитивном направлении. Опираясь на свойство управляемости образовательной системы, которое заключается в «чувствительности и податливости к различным целенаправленным действиям со стороны тех или иных субъектов», важно понимать, что создаваемые системы управления, в том числе и управления процессом реализации требований образовательного стандарта, должны соответствовать реальной внутренней логике жизнедеятельности вуза, особенностям его образовательной среды и его субъектов. Именно поэтому не может быть единообразия в реализации ФГОС в разных вузах. Восприятие и следующая за этим реализация образовательного стандарта как целостной характеристики качества высшего профессионального образования требует соблюдения принципов системного подхода:

 – системной организации, т.е. выявление зависимости каждого элемента системы от его места и функций в системе;

– обусловленности свойств системы особенностями ее структуры, требующий построения различных вариантов структуры, чтобы определить оптимальный вариант;

 – определения механизма взаимодействия системы и среды, т.е. выяснение особенностей поведения системы в конкретных условиях среды;

– иерархичности, заключающийся в рассмотрении межуровневых отношений (надсистема, система, подсистема);

– динамичности, т.е. рассмотрения системы как развивающейся целостности, усложнение системы, возможность замены системы новой системой. Данные принципы системного подхода позволяют произвести системный анализ образовательного стандарта высшего профессионального образования и являются своего рода программой деятельности по его реализации, которая проектирует те действия и операции, которые последовательно открывает разные аспекты его системно – структурной организации и выстраивают структуру знаний о нем как о целостной характеристике качества. Далее рассмотрим реализацию каждого принципа на примере проектирования учебно-методического сопровождения изучения дисциплины «Педагогика» в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»).

Принцип системной организации стандарта потребовал выявления места дисциплины «Педагогика» в структуре основной образовательной программы и ее роли в формировании компетенций бакалавра образования. Прежде всего, мы обратились к выявлению взаимосвязи дисциплины «Педагогика» с другими дисциплинами профессионального цикла – «Психология», «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)», «Безопасность жизнедеятельности» и выстроили основные линии целевой, организационной, содержательной и ценностной интеграции внутри базовой части цикла. Затем было определено наполнение вариативной части цикла, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, заданных стандартом и специальных компетенций, определенных с учетом особенностей подготовки бакалавра в конкретном вузе. Принцип обусловленности свойств системы особенностями ее структуры был реализован посредством четкого определения модульной структуры дисциплины «Педагогика». Мы учитывали, что структура дисциплины должна быть достаточно жесткой, чтобы сохранять качества целостности, тождественности содержания целевым установкам, но при этом ни один из элементов структуры учебной дисциплины не может иметь самодовлеющего характера и оказывать гипертрофированное воздействие на образ процесс профессиональной подготовки бакалавра, имплицитно заданный образовательным стандартом. В структуре дисциплины «Педагогика» были выделены следующие модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Дидактика», «История педагогики и образования», «Практическая педагогика». Вариативная часть представлена дисциплинами по выбору студента: «Современные технологии оценки учебных достижений учащихся», «Взаимодействие школы и современной семьи», «Инновационные педагогические технологии», «Импровизация в профессионально-педагогической деятельности», «Дискурсы педагогической деятельности», «Инновационные процессы в современной школе» и др. Принцип определения механизма взаимодействия системы и среды потребовал создания учебно-методического обеспечения реализации образовательного стандарта и, соответственно, разработки учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогика», учитывающего принятые критерии качества профессиональной подготовки бакалавров и ресурсные ограничения, что позволило принять удовлетворяющие этим критериям и ограничениям решения, связанные с особенностями реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра. Эта работа в настоящее время проводится системно, с учетом особенностей образовательной среды вуза и кафедры, развития научных школ и запросов образовательной практики, интересов и потребностей студентов. Принцип иерархичности реализуется посредством проектирования по сути дела двух учебно-методических комплексов всех учебных дисциплин – сопровождающих подготовку бакалавра и магистра по направлению «Педагогика». В основу положена диалектическая взаимосвязь и преемственность компетенций, которые формируются на разных уровнях высшего профессионального образования. Принцип динамичности реализуется посредством создания «зон неупорядоченности» в содержании учебно-методического сопровождения; определения усложняющейся системы профессиональных задач, к решению которых готовится будущий бакалавр. Основная задача, которая стоит перед разработчиками – расширить пространство для развития, создать условия для интегрирования личности будущего бакалавра в современное образовательное пространство. Принципиальная новизна рассмотрения образовательного стандарта как целостной характеристики качества высшего профессионального образования состоит, прежде всего, в том, что актуализируется мера соучастия студентов и преподавателей в проектировании основных компонентов образовательного процесса. Однако это «соучастие» возможно только при определенных условиях. Системообразующее условие – это создание коллективного субъекта образовательного процесса. Под коллективным субъектом образовательного процесса мы понимаем академическое сообщество преподавателей и студентов, которые объединены едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки и творчески их реализуют в целостном образовательном процессе – его целевом, содержательном и технологическом компонентах. Сущностными признаками коллективного субъекта выступают: способность сообщества проявлять различные формы совместной активности (как единого целого, обладающего ответственностью), взаимосвязанность и взаимозависимость совместной активности (как группы людей, связанных общими целями и ценностными ориентациями), способность к рефлексии в плане принадлежности к научно-педагогической школе. Коллективный субъект образовательного процесса, обеспечивает саморазвитие образовательной системы вуза, ее целостность как условие достижения выпускниками компетентностного уровня владения профессионально-педагогической деятельностью. Создавая условия для эффективного осуществления процесса становления коллективного субъекта образовательного процесса как основы реализации образовательного стандарта на различных уровнях и этапах образовательного процесса, необходимо ориентироваться на: – преподавателей и студентов как основу обеспечения качества подготовки специалиста с высшим образованием; – постоянную положительную обратную связь между управляемой и управляющей системами; – внутренние тенденции самоорганизации в образовательной среде вуза; – на создание команды единомышленников, объединенных ценностями и смыслами профессиональной подготовки. Таким образом, рассмотрение федерального государственного образовательного стандарта как целостной характеристики качества высшего профессионального образования требует рассмотрения двух планов отношений: внутреннего (внутрисистемного) и внешнего (надсистемного). Внутрисистемный план предусматривает структурный анализ содержания стандарта, а надсистемный – рассмотрение отношений с субъектами образовательного процесса, государством, обществом, социальными партнерами, заинтересованными в качественной подготовке специалистов с высшим образованием.

 Необходимость разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения объясняется в основном стремлением российской высшей школы адаптироваться к мировым процессам и тенденциям реформирования и развития высшего образования в мире. Интеграция российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство преследует цель развития в ней таких качеств как прозрачность для международного образовательного рынка, сопоставимость и совместимость с другими образовательными системами. Однако, на этом пути не следует слепо, механически заимствовать чужие модели и подходы к реформированию образования, всегда во главу угла ставя национальные интересы и опираясь на национальный менталитет. В этой связи новые образовательные стандарты с одной стороны, отражают определённое сближение с целями Болонского процесса, а с другой стороны, сохраняют устоявшиеся, присущие российской высшей школе, подходы к образовательному процессу и её национальный колорит. Это очень важно, поскольку высшее образование в России определяется, прежде всего, национальными условиями, ограничениями и приоритетами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: