Государственные образовательные стандарты высшего профессионального

Образования нового поколения, разработанные в последнее время, призваны стать «проводниками» международных и европейских тенденций развития высшего образования с учетом стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. Они должны обеспечить универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность. Минобрнауки РФ было принято решение, что Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения целесообразно разрабатывать как стандарты компетентностной модели с использованием кредитной системы (ECTS). Эти стандарты должны представлять собой дальнейшее развитие присущего российской высшей школе системно-деятельностного подхода к образованию, получившего в прежние годы свое воплощение в разработке квалификационных характеристик выпускников вузов и ГОС первого и второго поколений, содержащих общие требования к уровню подготовленности выпускников к видам деятельности и решению профессиональных задач. В определенной мере применение системно-деятельностного подхода к характеристике профессиональной деятельности выпускника предполагало тенденцию к интеграции и междисциплинарности в процессе обучения. Тем не менее, эта сторона высшего образования не была доведена до логического завершения. Декларирование общих требований к выпускникам не нашло своего развития в других элементах образовательных стандартов. Нечеткими оставались и границы между образовательным стандартом и основной образовательной программой. Образовательный стандарт с компетентностно-кредитным подходом предполагает другое проектирование результатов образования. Он призван очертить квалификации бакалавра, специалиста, магистра с точки зрения учебной нагрузки, уровня образования, результатов обучения и компетенций в рамках профиля. Именно в этом состоит принципиальная новизна нового образовательного стандарта. Компетентностный подход означает существенный сдвиг в сторону обучения сконцентрированного на потребности студента, попытку перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции. Конечно, при создании образовательных стандартов нового поколения в значительной степени учтены достоинства и удачные решения предшествующих образовательных стандартов ВПО. Новые стандарты создавались с таким расчётом, чтобы они могли быть узнаваемы в нашей академической и управленческой среде, признаваемы студентами и производственниками, а также не чужды отечественной академической культуре. Компетенции, приобретённые в процессе образования, рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО третьего поколения, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. Здесь необходимо пояснить, что подразумевается под понятием «компетенция» и привести наиболее адекватную, с точки зрения применения к результатам образования, трактовку этого термина. Компетенция, это - мера образовательного успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях. Существует большое количество узконаправленных компетенций. В общем случае все компетенции подразделяются на две большие группы: общие (универсальные) и специальные (предметно-специализированные). Первые либо вообще не привязаны, либо менее жестко привязаны к объекту и предмету труда. Вторые отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных дисциплин (направлений, специальностей подготовки). Нельзя оторвать компетенции от содержания образования, равно как и не следует рассчитывать на то, что посредством только содержания образования можно 11 обеспечить овладение компетенциями. За формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание всей образовательной программы. Компетенции – это, в том числе, результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д. Результаты образования и компетенции выступают основой для формулирования показателей уровня квалификации. Компетенции, вносимые в образовательный стандарт, должны быть отобраны, тщательно исследованы и обоснованы, их освоение должно поддаваться оцениванию. Результаты образования и компетенции в новых образовательных стандартах устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне модулей (циклов, учебных дисциплин). При создании новых образовательных стандартов требовалось достижение прозрачности в определении целей обучения. Последние должны быть понятными и способными быстро откликаться на потребности общества, экономики, рынка труда. Оценивающие технологии и средства должны включать в себя индикаторы, которые можно измерить. Можно констатировать, что язык компетенций – наиболее подходящий для консультации с заинтересованными кругами (социальными партнерами). Ориентация на компетенции способствует проектированию более гибкой структуры учебных дисциплин и обеспечивает сравнимость уровней квалификаций в национальном и международном аспектах. Это должно позволить осуществлять постоянный пересмотр квалификаций и выбирать соответствующие меры для повышения адекватности реализуемых образовательных программ. В разработанной компетентностной модели ФГОС ВПО профессиональные компетенции, в рамках профиля, могут быть четко определены и одновременно сохраняют открытость к изменениям. Структура нового поколения стандартов и заключенные в нем механизмы обновления призваны обеспечить целесообразную меру динамичности и подвижности. Это делает возможным удовлетворить требование, записанное в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики. Необходимо создать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество». Создавая новые образовательные стандарты и идентифицируя результаты образования и компетенции, разработчики стремились к тому, чтобы они выходили за рамки целей трудоустройства выпускников. Высшее образование призвано работать на будущее и в силу этой своей миссии должно опережать систему требований, предъявляемых «здесь и сейчас». Образование для трудоустройства не должно рассматриваться в отрыве от образования для воспитания гражданина, от необходимости развития личности и формирования общественной ответственности. Квалифицированный отбор востребованных компетенций (целей, результатов обучения) повышает качество учебных программ (образовательных стандартов) с точки зрения их направленности, прозрачности, целей, процессов и результатов. Оправдано одновременное проектирование знаний и компетенций (основа любых компетенций – знания). В этом случае происходит «рождение» многообразия профессиональных (совокупность основных, типичных черт какой-либо профессии) и академических (объем знаний и навыков, необходимых для какой-либо профессии) компетенций. Разработанные образовательные стандарты ВПО могут содействовать развертыванию в российских условиях тенденций диверсификации высшего образования, её поддержке и регулированию. Компетентностно-кредитный подход к разработке нового поколения образовательных стандартов ВПО определил что, все Учебно-методические объединения – разработчики образовательных стандартов – согласны на существование одной кредитной системы, принимаемой в российской высшей школе, а именно системы ECTS, которая развивается в 12 общеевропейскую систему накопления и переноса кредитов. При разработке новых образовательных стандартов разработчики имели в виду органическую связь между ECTS, обучением, ориентированным на студента, результатом образования, учебной нагрузкой и исчислением кредитов. Со стороны пользователей новыми образовательными стандартами требуется обстоятельное знание методологии ECTS и её инструментария, так как кредиты, базирующиеся на установленных результатах образования - компетенциях, являются важным инструментом разработки учебных планов и учебных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: