Стандартизация высшего профессионального образования

 Ведущей тенденцией совершенствования его качества. Начавшись в 90-х гг. ХХ в. (первые версии образовательных стандартов были введены в действие в 1993–1995 гг.), в настоящее время стандартизация обрела новые черты, связанные с изменением теоретико-методологических подходов к определению содержания и структуры стандартов. В основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (2009, 2010 гг.) положен компетентностный подход. Целевые установки профессионального образования, заданные в виде требований к конечному результату, выраженному на языке компетенций, усиление роли коллективного субъекта в проектировании образовательного процесса позволяют рассматривать образовательный стандарт как целостную характеристику качества высшего профессионального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

Предназначен для адекватного отражения «той реальности, запечатлеть и описать которую он претендует (как новый социально-образовательный и педагогический феномен)», это целостный конструкт, позволяющий представить реальный образовательный процесс в свернутом виде. При этом сам стандарт представляет собой рамочную конструкцию, задающую критерии качества основных параметров образовательной системы (основной образовательной программы). В структуре стандарта выделены следующие элементы (разделы), в которых описаны требования к процессу и результату освоения основной образовательной программы бакалавриата или магистратуры:

– характеристика направления подготовки, которая определяет требования к нормативному сроку обучения, общей трудоемкости освоения основных образовательных программ (бакалавриат или магистратура);

– характеристика профессиональной деятельности бакалавра или магистра;

– требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата или магистратуры;

– требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата или магистратуры;

– требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата или магистратуры;

– оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата или магистратуры; Соблюдение всех требований ФГОС позволит обеспечить целостный характер образовательного процесса и качество его процессуальных и результирующих характеристик. Поясним, что к процессуальным характеристикам мы относим качество целевых установок профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе; качество содержания профессиональной подготовки, которое отражено в учебных программах, учебниках, учебно-методических пособиях и т.п.; качество образовательных технологий, используемых в учебном процессе со студентами; качество организации образовательного процесса. К результирующим характеристикам качества мы относим профессионально-личностную компетентность будущего специалиста, которая представляет собой систему профессиональных и личностных компетенций, интегрированных в целостную систему. При этом состав и уровень компетенций в процессе профессионального становления специалиста постоянно обновляются, обеспечивая необходимую динамичность этого процесса. Однако надо понимать, что целостность не является свойством, изначально присущим образовательному процессу, она создается (взращивается) постепенно как результат проектирования образовательной системы (образовательного процесса) и планомерной ее (его) реализации в образовательной практике. Как методологическая конструкция и норма качества высшего образования ФГОС требует от субъектов, организующих процесс профессиональной подготовки (управленцы разных уровней, преподаватели, студенты), необходимой методологической культуры, умения говорить на языке «целостности качества» профессиональной подготовки, которая определяется вкладом каждого субъекта, но не сводится к простой сумме этих вкладов. В этой ситуации на первый план выходит необходимость перевода знания концептуального в знание нормативное. В результате такого «перевода» стандарт как целостная характеристика качества высшего профессионального образования превращается из объективной ценности в субъективную, значимую и имеющую смысл для каждого субъекта образовательного процесса. Высшее учебное заведение является социальным организмом, который включает в себя деятельность профессорско-преподавательского состава, студентов, управленческого аппарата, имеет свою историю и представлен различными вариантами взаимодействия между субъектами образовательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: