Если проследить современные тенденции развития общемирового и европейского высшего образования, то основными из них представляются следующие:
- широкое разнообразие типов и видов высшего образования;
- возрастание автономии и академических свобод высших учебных заведений;
- постоянная адаптация образовательных программ к будущим потребностям, повышение адекватности высшего образования;
- переход высшего образования к принципу «образование в течение всей жизни»; - предоставление студентам широкого диапазона выбора, придание гибкого характера «началу» и «прекращению» получения высшего образования;
- реализация установки на воспитание студентов в духе гражданственности и подготовки их к активному участию в жизни общества;
- формирование стратегии развития высшего образования на основе социального партнерства, расширения связей высшего образования с производственной сферой;
- появление новой учебной сферы, основанной на современных технологиях и видах образовательного процесса. В свою очередь, участие нашей страны в Болонском процессе усилило или вызвало к жизни назревшие преобразования в российском высшем образовании. Ниже приведены некоторые из них:
|
|
- принятие квалификаций, сопоставимых со структурой квалификаций европейского высшего образования – «бакалавр-магистр-доктор»;
- освоение компетентностного подхода при оценке результатов выполнения образовательных программ и ориентация на права студента при организации образовательного процесса;
- обеспечение соответствия степеней «бакалавр-магистр» требованиям рынка труда, расширение возможностей трудоустройства выпускников вузов;
- стремление завоевать международное доверие к российским дипломам (степеням, квалификациям) на основе высокого качества отечественного высшего образования;
- стремление к сопоставимости российских документов о высшем образовании с документами, полученными в вузах Европы и Америки;
- вхождение в европейскую систему контроля качества и аккредитации высшего образования, основанную на единых критериях.