РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине «Анатомия и физиология человека»
РАЗДЕЛ 3 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДВИЖЕНИЯ И ОПОРЫ. ОСТЕОЛОГИЯ. МИОЛОГИЯ
для специальности
060101 Лечебное дело СПО углублённой подготовки
очная форма обучения
Сухой Лог
2014
РАССМОТРЕНО На заседании ЦМК ОД и ОПД Протокол № __________ «____»______________2014г. Председатель ЦМК ОД и ОПД ______________ К.Н.Осипова | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР Сухоложского филиала ГБОУ СПО «СОМК» ______________А.Г.Рявкина «___»______________2014 г. |
Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой по дисциплине «Анатомия и физиология человека», раздел 3 «АФО органов движения и опоры. Остеология. Миология». Рабочая тетрадь иллюстрирована схемами, таблицами, рисунками.
Разработала Гаврилова Р.И., преподаватель анатомии и физиологии человека
Содержание
Введение ……………………………………………………… | 4 |
Тема 3.1. Остеоартросиндесмология. Виды соединения костей …………………………………………………………. | 6 |
Тема 3.2. Кости и топография черепа ………………………. | 10 |
Тема 3.3. Анатомо-функциональные особенности скелета туловища …………………………………………………….... | 12 |
Тема 3.4. Анатомо-функциональные особенности скелета верхних и нижних конечностей …………………………….. | 16 |
Тема 3.5. Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи ………………………………………………………………….. | 18 |
Тема 3.6. Мышцы туловища ………………………………… | 22 |
Тема 3.7. Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности ……………………………………………………. | 24 |
Тема 3.8. Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности ……………………………………………………. | 26 |
Критерии оценивания самостоятельных, письменных работ …………………………………………………………………. | 30 |
Список основной и дополнительной литературы ………….. | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты!
Рабочая тетрадь разработана для закрепления теоретического материала раздела 3: «Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. Миология». Работа с тетрадью должна быть для Вас не только удобной и полезной, но и приятной и интересной, поэтому некоторые задания сопровождаются рисунками, схемами, таблицами. Рабочая тетрадь содержит разнообразные анатомические, сравнительные и обобщающие задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материалы учебника И.В. Гайворонского «Анатомия и физиология человека» и лекций 3.1. – 3.8.
Все задания выполняются в письменном виде, ответы заносятся прямо в рабочую тетрадь (вписывайте, подчёркиваете и т.д.). Ответы должны быть краткими, сформулированы в виде тезисов.
Для успешного выполнения предложенных заданий необходимо:
- повторить теоретический материал, обратить внимание на те моменты, с которыми связано задание;
- внимательно изучить содержание заданий и вопросов в рабочей тетради;
- при выполнении заданий допускается использование разных цветов для визуализации наиболее существенных моментов (например, подчёркивание).
Выполнение заданий, представленных в рабочей тетради, способствует:
углублению знаний:
- Строение кости как органа. Формы костей. Виды соединений костей;
- Части скелета. Функции скелета;
- АФО костей черепа в разные периоды жизни человека. Соединения костей черепа;
- Структурные образования, составляющие скелет туловища. Особенности строения позвонков и их соединений;
- Особенности строения костей грудной клетки и их соединений;
- Отделы скелета верхней и нижней конечностей, кости и их соединения;
- Строение мышцы как органа;
- Мышцы головы, расположение, группы, функции;
- Мышцы туловища, расположение, группы, функции;
- Мышцы верхних и нижних конечностей, расположение, группы функции.
развитию умений:
- Использовать знания о скелете и мышцах человека для проведения здоровьесберегающих мероприятий и оказания простых медицинских услуг;
- Применять знания о скелете и мышцах человека в будущей профессиональной деятельности;
совершенствованию практического опыта:
- Самостоятельно работать с учебной литературой;
- Быстро ориентироваться в большом объёме материала, выбирать главное;
- Заполнять сравнительные таблицы;
- Решать морфофункциональные и ситуационные задачи;
- Реально оценивать своё обучение и планировать его дальнейшее совершенствование.
Критерии оценивания выполненных заданий представлены в приложении 1, в приложении 2 – классификация типичных ошибок.
ТЕМА 3.1. Остеоартросиндесмология. Виды соединения костей.
Задание 1. Воспроизведите понятия.
1. Скелет человека - это ____________________________________________
___________________________________________________________________
2. Структурно-функциональной единицей скелета является ________________
3. Структурно-функциональной единицей кости является __________________
Задание 2. Функции скелета.
Какие из перечисленных ниже функций выполняет скелет человека. Правильные ответы подчеркните. 1. Функция опоры; 2. Защитная функция; 3. Скелет совместно с мышцами образует полости тела для расположения внутренних органов; 4. Локомоторная функция; 5. Участие в образовании форменных элементов | |
Рис.1 Скелет человека | крови; 6. Участие в минеральном обмене; |