Проблемные аспекты применения ТС ТК в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом

В прошлой главе мы рассмотрели общую характеристику Шереметьевской таможни и особенности применяемых технических средств при таможенном контроле данной таможне:

В этой главе мы раскроем проблемы и предложения по совершенствованию применения технических средств таможенного контроля на воздушном транспорте.

Начнем со следующего:

Операции таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров осуществляются с использованием соответствующих форм таможенного контроля, с применением технических средств таможенного контроля на основе системы управления рисками.

Повышения эффективности и результативности таможенного контроля, предусмотренных в стратегических документах развития таможенного дела в России, выполнение контрольных показателей, установленных для подведомственных структур Федеральной таможенной службой, создание наиболее благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности при ввозе-вывозе товаров предопределяет необходимость применения и использования наиболее совершенных технических средств таможенного контроля [14].

Одним из частых этапов международной воздущной перевозки грузов является процедура таможенного транзита (далее ТТ). Применение процедуры ТТ производится при перемещении товара по территории государства от одного таможенного поста к другому без уплаты таможенных пошлин и налогов. Отсюда и вытекает необходимость проведение данной процедуры под таможенным контролем и регулирование особыми мерами и правилами, так как при исчезновении транспортного средства вместе с грузом государство не получит причитающие ему пошлины и налоги.

При пересечении границы транспортные средства с грузом, к которым применена процедура транзита, находятся под таможенным контролем. Таможенный контроль начинается:

при ввозе товара на территорию ЕАЭС - с момента пересечения товаром таможенной границы;

при его вывозе - с момента принятия таможенным органом таможенной декларации.

При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой таможенного транзита, таможенные органы применяют установленные ст. 322 Кодекса ЕАЭС формы таможенного контроля, а именно:

таможенный осмотр;

получение объяснений;

проверка таможенных, иных сведений и (или) документов;

таможенный досмотр;

таможенная проверка.

При применение каких-либо способов (форм) проведения таможенного контроля, уровень "жёсткости" используемых мер обусловливается необходимостью обеспечения выполнения требований таможенного законодательства и ситуацией определённого случая их применения.

В полномочия таможенного органа отправления включается расчёт срока доставки товара до таможни назначения. Максимальный срок таможенного транзита установлен ТК ЕАЭС и устанавливается в расчёте две тысячи километров за один месяц (но не менее семи календарных дней при транспортировке товаров железнодорожным транспортом). Но указанный срок Евразийской экономической комиссией может быть изменён с учётом особенностей перевозки товаров, помещённых под процедуру ТТ [15].

При осуществлении ТТ объектами контроля являются перемещаемые участниками ВЭД через территорию ЕАЭС товары. Объектами контроля могут являться товары и транспортные средства, перевозимые отдельными видами транспорта (воздушный, морской, воздушный, железнодорожный), а также товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, в международных почтовых отправлениях и по линиям электропередач.

Для определения объектов таможенного контроля таможенные органы применяют систему управления рисками (СУР) (п. 1 ст. 378 ТК ЕАЭС).

Факторами риска невыполнения требований законодательства при реализации ТПТТ могут быть:

сведения о физических и юридических лицах, уже имевших правонарушения при ТТ;

местонахождение грузоотправителя, география грузопотоков;

таможенное законодательство и другие таможенные документы;

нетипичные для перевозки товары, которые не могут быть отправлены из страны-экспортёра (несезонный товар, определённая товарная группа);

с товарами из данной страны отправления совершено большое количество правонарушений.

К действиям по минимизации рисков относят меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, формы таможенного контроля, а также прочие критерии, определяемые на основании оценки рисков (ст. 376 ТК ЕАЭС).

Формы таможенного контроля приведены в ст. 322 ТК ЕАЭС (основные формы: таможенный осмотр и досмотр, таможенная проверка), а меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, регламентированы ст. 338 ТК ЕАЭС. При проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.

Следовательно, применение в рамках системы управления рисками (СУР) любых из этих форм и мер таможенного контроля может привести к увеличению срока таможенного транзита, а также к финансовым издержкам со стороны участника ВЭД.

К иным же мерам относятся (ч. 2 ст. 313 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ):

 меры, связанные с передачей полномочий по принятию решений относительно конкретной ситуации в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу;

 меры, определяющие порядок сверки информации, заявленной в таможенной декларации, с данными, содержащимися в представленных таможенному органу документах.

Однако, указанные иные меры, применяемые в результате оценки рисков, не могут служить основанием для увеличения сроков выпуска товаров свыше 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

В зависимости от результатов применения СУР может быть назначено таможенное сопровождение, чтобы обеспечить соблюдение норм таможенного транзита. Также сопровождение может применяться, если отсутствует или недостаточно обеспечение таможенных и других платежей или имеет место повторяющееся невыполнение обязательств по перевозке товара [16].

Должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых воздушным транспортом в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров из Российской Федерации в международном грузовом сообщении, имеют право:

проводить проверку соблюдения перевозчиком норм права ЕАЭС;

проводить проверку полноты и достоверности  представления документов

и сведений;

требовать документы и сведения, в том числе по телекоммуникационным

каналам связи, через личный кабинет, представление которых предусмотрено международными договорами, правом ЕАЭС и законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 259 Федерального закона);

требовать от лиц подтверждения полномочий    на осуществление определённой деятельности в сфере таможенного дела или совершение определённых действий (п. 3 ч. 1 ст. 259 Федерального закона);

- осуществлять в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями (п. 8 ч. 1 ст. 259 Федерального закона) и др.

Должностное лицо проверяет полноту и достоверность информации, содержащейся в документах, и сведений, установленных ст. 89 и ст. 92 Кодекса Союза, представленных перевозчиком в соответствии с положениями п. 2 Решения КТС № 899. Нормы данного Решения действовали до 1 июля 2019 г. После этой даты вступает в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом»[17].

Одним из методов получения информации о причинах проведения таможенного контроля или уточнения, предоставленных перевозчиком, инспекторами таможенных органов применяется контроль в виде получения объяснений, в соответствии с главой 46 ТК ЕАЭС.

Также для минимизации рисков производится контроль с применением технических средств таможенного контроля.

По результатам таможенного наблюдения составляется акт по форме, утверждённой приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. № 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля" (далее - приказ ФТС России № 2199).

В настоящее время деятельность Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) направлена на унификацию и оптимизацию осуществления таможенных операций посредством внедрения и совершенствования уже имеющихся автоматизированных механизмов, например, предоставлении информации о перемещаемых через таможенную границу товарах, а также обработки информации при проведении таможенного контроля. Одним из перспективных способов реализации такой оптимизации является внедрение предварительного электронного декларирования таможенного транзита.

Следует отметить, что таможенными органами планомерно проводится работа по внедрению компьютерной автоматизации, созданию взаимосвязанных систем таможенного оформления. Так, была введена электронная система предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, позволяющая внести в базу таможни информацию о прибывших товарах. Данная система позволяет заинтересованным лицам передать информацию заблаговременно, используя информационные ресурсы сети Интернет, а также через коммерческие организации, использующие более современные технологии обработки данных, что помогает снизить нагрузку на таможенные органы, свести их функции к контролю за обрабатываемой информацией, повысить уровень контроля путём применения автоматизированной системы обработки информации (СУР) и, как следствие, снизить время прохождения границы.

С внедрением информационных технологий, количество электронных деклараций процедуры таможенного транзита выросло более чем в 5 раз с момента их внедрения таможенными органами.

С декабря 2017 г. если перевозчик подал электронную транзитную декларацию в таможенные органы, то он право не подавать предварительную информацию для прибытия товаров, так как сведения из электронной транзитной декларации используются как предварительная информация о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу. Тем самым электронное декларирование транзита позволило для участников ВЭД сократить расходы и ускорить прохождения грузов через пункты пропуска.

Нововведением является то, что с 1 февраля 2019 г., при наличии компетенции, все таможенные органы России могут завершать электронный таможенный транзит и выпускать товары в соответствии с этой процедурой, даже если электронный транзит открыт в Беларуси, Казахстане, Киргизии. И наоборот, таможенный транзит в электронной форме, который был открыт в России, может быть завершён в таможенном органе другого государства - члена Евразийского экономического союза[18].

Данное нововведение является ещё одним шагом на пути к формированию единого цифрового пространства стран ЕАЭС.

В рамках исследования необходимо отметить и внедрение электронных навигационных пломб при транзитных международных грузоперевозках, как шаг в усилении контроля над движением груза и одного из элементов перехода к электронной таможне. Электронные навигационные пломбы, оснащённые системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, будут опечатывать транспортное средство, контейнер. Предполагается, что данное внедрение исключит ввоз в Россию запрещённых и санкционных товаров под видом транзита. Однако эксперты парируют: «Предотвратить поступление подсанкционных товаров на территорию России система не может». При этом устанавливаться пломбы будут за счёт получателя или отправителя.

В целом исследование позволяет сделать вывод, что таможенный транзит является объектом пристального внимания со стороны государства в лице ФТС, так как несёт в себе риски. Развитие логистической инфраструктуры стран ЕАЭС, а также развитие транспортных коридоров между Европой и Азией говорит об актуальности и необходимости всестороннего изучения процедуры таможенного транзита. При этом важно отметить, что ФТС идёт в ногу со временем, применяя инновации и информационные технологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: