Сенситивные периоды развития физических качеств

При воспитании физических качеств це­лесообразно учитывать, так называемые, «чувствительные» сенситивные, критичес­кие периоды возрастного развития, т.е. время, когда организм особенно легко поддается воздействию внешних факто­ров, в том числе тренировочных. Если пропустить «чувствительный» возраст, мо­жет понадобиться значительно больше времени, чтобы получить те же сдвиги в физических качествах. Иногда нужный прирост качеств можно не получить вовсе. Ниже приведена таблица возрастов, в те­чение которых те или иные физические качества в наибольшей степени поддаются целенаправленному воздействию.

Зачастую тренеры ДЮСШ начинают занятия с новичками с интенсивной общей физической подготовки, ориентируясь на официальное наименование: «Группа начальной подготовки». Однако эффекта от такой системы мало, поскольку дети, пришедшие в секцию тхэквондо, не получают в ходе такой подготовки образовательного материала, касающегося непосредственно техники тхэквондо. К сожалению, многие тренеры, имея высокий отсев в результате такого подхода, упорно продолжают заявлять, что без предварительной общей физической подготовки ребенок не сможет выполнять приемы тхэквондо.

Проблема пересмотра ряда традиционных позиций в теории и практике спорта еще более назрела в связи с постоянным омоложением начала подготовки в спортивных специализациях.

 С одной стороны, в теории спорта существуют традиционные представления о:

Вопрос целесообразности максимизации функций спортсмена (когда тренеры сборных команд считают необходимым круглогодично нагружать спортсменов, за исключением кратковременного отдыха – не более 2-х месяцев в году);

Вопрос периодизации спортивной тренировки (с обязательным соблюдением нагрузок в зависимости от календарного плана соревнований и вне зависимости от индивидуальных биологических ритмов);

Вопрос целесообразности тренировочных нагрузок с частотой сердечных сокращений (ЧСС) свыше 200 ударов в мин.

Такие нагрузки зачастую разрушают организм, что приводит к раннему старению, сокращению продолжительности спортивной жизни.

 Биологические принципы адаптации к физическим нагрузкам

В соответствии с теорией «Опережающее отражение действительности» (П. К. Анохин, 1978) повышение физических качеств происходит за счет приспособительной физиологической реакции организма в ответ на нагрузки интенсивного или объемного характера на структуры сердечно-сосудистой системы, мышечной системы, периферийной и центральной нервной системы. После физической нагрузки, в период восстановления, после фазы его завершения наступает фаза гиперкомпенсации. Воздействие на функциональные системы в этот период позволяет получить прибавку в качестве, а наложение нагрузки до полного восстановления приводит к эффекту дистресса, разрушающего функциональные структуры.


Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И))))))0

Физические качества

Возрастные периоды

Мальчики Девочки
Быстрота движений с 7 до 9 лет 7-9, 10-11, 13-14 лет
Быстрота реагирования с 7 до 14 лет с 7 до 13 лет
Максимальная частота движений с 4 до 6, с 7 до 9 лет 4-6, 7-9 лет
Сила 13-14, 17-18 лет 10-11, 16-17 лет
Скоростно-силовые качества 14-15 лет с 9 до 12 лет
Выносливость аэробная (общая) 8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет 9-10, 11-12 лет
Выносливость силовая (динамическая) 11-13, 15-16 лет с 9 до 12 лет
Выносливость скоростная* после 12 лет после 12 лет
Гибкость с рождения до 13-14 лет с рождения до 13-14 лет
Координационные способности с 7 до 11-12 лет с 7 до 11-12 лет
Способность к ориентированию в пространстве с 7 до 10, 13-15 лет 7-10, 13-15 лет
Способность к динамическому равновесию в 15 лет в 17 лет
Способность к перестроению двигательных действий 7-11, 13-14, 15-16 лет с 7 до 11-12 лет
Способность к ритму 7-13 лет с 7 до 11 лет
Способность к расслаблению 10-11, 14-15 лет 10-12, 14-15 лет
Точность 10-11, 14-15 лет 10-11, 14-15 лет

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: