При воспитании физических качеств целесообразно учитывать, так называемые, «чувствительные» сенситивные, критические периоды возрастного развития, т.е. время, когда организм особенно легко поддается воздействию внешних факторов, в том числе тренировочных. Если пропустить «чувствительный» возраст, может понадобиться значительно больше времени, чтобы получить те же сдвиги в физических качествах. Иногда нужный прирост качеств можно не получить вовсе. Ниже приведена таблица возрастов, в течение которых те или иные физические качества в наибольшей степени поддаются целенаправленному воздействию.
Зачастую тренеры ДЮСШ начинают занятия с новичками с интенсивной общей физической подготовки, ориентируясь на официальное наименование: «Группа начальной подготовки». Однако эффекта от такой системы мало, поскольку дети, пришедшие в секцию тхэквондо, не получают в ходе такой подготовки образовательного материала, касающегося непосредственно техники тхэквондо. К сожалению, многие тренеры, имея высокий отсев в результате такого подхода, упорно продолжают заявлять, что без предварительной общей физической подготовки ребенок не сможет выполнять приемы тхэквондо.
|
|
Проблема пересмотра ряда традиционных позиций в теории и практике спорта еще более назрела в связи с постоянным омоложением начала подготовки в спортивных специализациях.
С одной стороны, в теории спорта существуют традиционные представления о:
Вопрос целесообразности максимизации функций спортсмена (когда тренеры сборных команд считают необходимым круглогодично нагружать спортсменов, за исключением кратковременного отдыха – не более 2-х месяцев в году);
Вопрос периодизации спортивной тренировки (с обязательным соблюдением нагрузок в зависимости от календарного плана соревнований и вне зависимости от индивидуальных биологических ритмов);
Вопрос целесообразности тренировочных нагрузок с частотой сердечных сокращений (ЧСС) свыше 200 ударов в мин.
Такие нагрузки зачастую разрушают организм, что приводит к раннему старению, сокращению продолжительности спортивной жизни.
Биологические принципы адаптации к физическим нагрузкам
В соответствии с теорией «Опережающее отражение действительности» (П. К. Анохин, 1978) повышение физических качеств происходит за счет приспособительной физиологической реакции организма в ответ на нагрузки интенсивного или объемного характера на структуры сердечно-сосудистой системы, мышечной системы, периферийной и центральной нервной системы. После физической нагрузки, в период восстановления, после фазы его завершения наступает фаза гиперкомпенсации. Воздействие на функциональные системы в этот период позволяет получить прибавку в качестве, а наложение нагрузки до полного восстановления приводит к эффекту дистресса, разрушающего функциональные структуры.
|
|
Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И))))))0
Физические качества | Возрастные периоды | |
Мальчики | Девочки | |
Быстрота движений | с 7 до 9 лет | 7-9, 10-11, 13-14 лет |
Быстрота реагирования | с 7 до 14 лет | с 7 до 13 лет |
Максимальная частота движений | с 4 до 6, с 7 до 9 лет | 4-6, 7-9 лет |
Сила | 13-14, 17-18 лет | 10-11, 16-17 лет |
Скоростно-силовые качества | 14-15 лет | с 9 до 12 лет |
Выносливость аэробная (общая) | 8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет | 9-10, 11-12 лет |
Выносливость силовая (динамическая) | 11-13, 15-16 лет | с 9 до 12 лет |
Выносливость скоростная* | после 12 лет | после 12 лет |
Гибкость | с рождения до 13-14 лет | с рождения до 13-14 лет |
Координационные способности | с 7 до 11-12 лет | с 7 до 11-12 лет |
Способность к ориентированию в пространстве | с 7 до 10, 13-15 лет | 7-10, 13-15 лет |
Способность к динамическому равновесию | в 15 лет | в 17 лет |
Способность к перестроению двигательных действий | 7-11, 13-14, 15-16 лет | с 7 до 11-12 лет |
Способность к ритму | 7-13 лет | с 7 до 11 лет |
Способность к расслаблению | 10-11, 14-15 лет | 10-12, 14-15 лет |
Точность | 10-11, 14-15 лет | 10-11, 14-15 лет |