Цель и задачи исследования
Цель исследования – совершенствование спортивной подготовки юных таеквондистов, занимающихся в тренировочных группах на этапе начальной подготовки.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику развития двигательной деятельности сопряжённую с техническим мастерством в таеквондистов.
3. Экспериментально доказать положительное влияние разработанной методики на уровень развития двигательной деятельности и технического мастерства таеквондистов 15 – 16 лет.
Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- методы математической статистики.
Анализ литературных источников. Анализ проводился с целью выявления состояния проблемы по теме работы. При изучении литературных источников мы обращали внимание на взаимосвязь технико-тактической и физической подготовленности единоборцев. Изучались материалы, относящиеся к процессу обучения, тренировки, спортивного совершенствования спортсменов. В процессе изучения специальной литературы проанализировано 30 работ отечественных и авторов.
Педагогическое наблюдение – это такой метод научных исследований, который заключается в том, что исследователь просматривает явления действительности, не вмешиваясь в их ход, и описывает увиденное. Мы наблюдали за тренировочным процессом юных таеквондистов, занимающихся на этапе начальной подготовки.
Особенно нас интересовали средства и методы, применяемые для развития физических качеств.
Педагогический эксперимент заключался во внедрении в учебно-тренировочный процесс таеквондистов экспериментальной группы разработанной нами методики развития физических способностей и технического мастерства, для оценки её эффективности и сравнения со стандартными методиками.
Контрольные испытания проводились в виде теста. Для оценки уровня развития двигательной деятельности и технического мастерства нами были использованы следующие тесты:
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание)
Данное тестирование проходит при следующих условиях: упор, лежа, ноги расставлены чуть уже ширины плеч, руки на ширине плеч, направлены под углом 45 градусов от тела. Испытуемый сгибает локти под углом 90 градусов и принимает исходную стойку.
Подтягивание на высокой перекладине приёмом «рывок»
Данное тестирование проходит при следующих условиях: исходное положение - вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Испытуемый подтягивается резко и быстро, приёмом «рывок» так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис. Упражнение подтягивание относится к силовым упражнениям, которое помогает развить координацию. Так как мы исследуем двигательные способности, мы немного изменили технику и режим выполнения упражнения подтягивания.
Методы математической статистики. С помощью метода средних величин были вычислены величины средних арифметических (Х) и средних квадратичных отклонений показателей развития собственно-скоростных способностей испытуемых.
Средняя арифметическая величина вычисляется по формуле:
где – средняя арифметическая величина,
xi-- варианты вариативного ряда,
n – объем выборки
Для определения статистической значимости различий повторных измерений (результаты исходного тестирования и результаты итогового
тестирования) мы использовали парный t-критерий Стьюдента – это одна из модификаций метода Стьюдента. Парный t-критерий Стьюдента используется для сравнения двух зависимых (парных) выборок. Зависимыми являются измерения, выполненные у одних и тех же испытуемых, но в разное время (до и после применения специальной методики). Нулевая гипотеза гласит об отсутствии различий между сравниваемыми выборками, альтернативная - о наличии статистически значимых различий. Основным условием использования данного метода математической статистики является зависимость выборок, то есть сравниваемые значения должны быть получены при повторных измерениях одного параметра.
Парный t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:
Где, Мd - средняя арифметическая разностей показателей, измеренных до и после, σd - среднее квадратичное отклонение разностей показателей; n - число исследуемых.
Для интерпретации полученного значения парного t-критерия Стьюдента, необходимо найти число степеней свободы f по следующей формуле:
f = n - 1
После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p<0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблице, представленной в Приложении 1 данной работы.