Исследование слуха камертонами (акуметрия)

Министерство здравоохранения

ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной хирургии оториноларингология

Занятие №2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для аудиторной самостоятельной работы

Студентов 4 курса педиатрического факультета.

по теме:

«Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора»

Составитель:

Профессор Храбриков А.Н.

Методические указания для студентов

По методике проведения практического занятия.

Цель занятия: изучение студентами клинической анатомии, физиологии и методов исследования слухового анализатора. Овладение студентами практическими навыками исследования слуха живой речью, камертонами, тональной пороговой аудиометрией; чтение тональных пороговых аудиограмм. Ознакомление студентов с надпороговыми аудиометрическими тестами и интерпретация результатов тестов: бинаурального баланса громкости (Фоулера), теста дифференциального порога интенсивности (Люшера), Si-Si теста, речевой аудиометрии. Ознакомление с методами объективного исследования слухового анализатора: акустическая импедансметрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов, регистрация вызванной отоакустической эмиссии.    

Содержание занятия:

1. Клиническая анатомия. При рассмотрении клинической анатомии наружного уха необходимо изучить строение ушной раковины, наружного слухового прохода (отделы—перепончато-хрящевой и костный, топография его стенок), возрастные особенности строения, клиническое значение; кровоснабжение и иннервация наружного уха.

Далее изучается анатомия барабанной перепонки; необходимо знать ее слои, опознавательные контуры, 4 квадранта, 2 части—натянутая и ненатянутая, возрастные особенности, роль в звукопроведении.

При изучении анатомии среднего уха следует выделить 3 его отдела: барабанная полость, слуховая труба и сосцевидный отросток с подробным рассмотрением каждого отдела.

Барабанная полость: 6 стенок, анатомические образования и границы каждой стенки; содержимое барабанной полости: слуховые косточки, мышцы (стременная и натягивающая барабанную перепонку), связки, тимпанальная диафрагма, карманы барабанной полости, адитус ад антрум—значение в формировании патологических процессов. Этажи барабанной полости: эпи-, мезо-, гипотимпанум; их границы, содержимое, проекция на барабанную перепонку образований среднего уха.

Строение сосцевидного отростка: пневматический, диплоэтический, склеротический типы; антрум и воздухоносные ячейки, треугольник Шипо, границы.

Слуховая труба: отделы, вентиляционная и дренажная функции.

Топография лицевого нерва в височной кости, его основные ветви—большой каменистый, стременной нерв, барабанная струна.

Кровоснабжение и иннервация среднего уха. Возрастные особенности среднего уха.

При изучении строения улитки необходимо заострить внимание на строении рецепторного аппарата, орган Корти; костный и перепончатый лабиринт, водопровод улитки и преддверия, перилимфа и эндолимфа.

Значение топографо-анатомических и возрастных особенностей наружного, среднего и внутреннего уха в его патологии.

Проводящие пути и ядра слухового анализатора

Литература:

1. Лекционный материал.

2. Пальчун В.Т., Крюков. Болезни уха, носа, горла. 1997.

3. Гельфанд. Слух: введение в психическую и физиологическую акустику.

4. Кобрак Г. Среднее ухо. 1963.

2. Физиология слуха: характеристика адекватного раздражителя слухового анализатора, основные понятия акустики, свойства слухового анализатора. Область слухового восприятия, чувствительность к звукам различной частоты, адаптация, утомление, бинауральный слух, ототопика.

Студенты должны знать трансформационную, адаптационную и защитную роль среднего уха в механизме звукопроведения; рычажный механизм слуховых косточек.

Необходимо дать понятие звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. Механизм трансформации звуковой энергии в нервный процесс. Биохимические процессы в улитке и преддверно-улитковом нерве. Теории слуха: Резерфорда, Гельмгольца, Бекеши-Флетчера. Инерционный и компрессионный механизмы костного звукопроведения

Литература:

1. Лекционный материал.

2. Пальчун В.Т., Крюков, Болезни уха, носа, горла. 1997.

3. Гельфанд. Слух: введение в психическую и физиологическую акустику.

4. Кобрак Г. Среднее ухо. 1963.

 

3. Методы исследования слуха: живой речью, акуметрия—опыты Ринне, Вебера, Швабаха, Желе, Бинга, Федериче, их интерпретация при кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. Заполнение слухового паспорта.

Студенты должны иметь понятие о тональной аудиометрии (пороговая и надпороговая), речевой аудиометрии, регистрации КСВП и ВОАЭ, импедансометрии; знать критерии оценки аудиограммы и основные типы аудиограмм. Демонстрация преподавателем техники тональной пороговой аудиометрии. Основы дифференциальной диагностики поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. 

Демонстрация рентгенограмм височной кости в укладках по Шюллеру, Майеру, Стенверсу, КТ височной кости, описание рентгенограмм.

Литература:

1. Методические указания «Аудиологические исследования в клинической практике». Киров. 1998.

2. Методические рекомендации «Функциональные исследования слухового анализатора». Киров. 1997.

3. Пальчун В.Т., Крюков, Болезни уха, носа, горла. 1997.

4. Под ред. Пальчуна В.Т. болезни уха, носа, горла. Атлас. 1991.

5. Ермолаев В.Г. Левин А.Л. Практическая аудиология. 1969.

6. Гельфанд. Слух: введение в психическую и физиологическую акустику.

7. Кобрак Г. Среднее ухо. 1963.

8. Базаров В.Г. Лисовский В.А. и др. Основы аудиологии и слухопротезирования.

Отработка манипуляционной техники

Исследование слуха камертонами (акуметрия).

(АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ)

Определение манипуляции: для исследования слуха камертонами используется стандартный набор, состоящий из четырех камертонов: с-128, с-512, с-1024 и с-2048. Проводится исследование длительности звучания камертонов, по воздушной и костной проводимости для оценки слуховой чувствительности на чистые тоны на четырех стандартных частотах: 128, 512, 1024 и 2048 Герц, а также специальные камертональные тесты для оценки состояния звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора.

Показания: диагностика нарушений слуха.

Противопоказания: нет

Оснащение: звукоизолированное помещение, стандартный набор камертонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: