Рис. 4. Исследование костной звукопроводимости

Примечание: при проведении некоторых камертональных тестов ножку камертона иногда прижимают к костям черепа в области темени (см. далее условия проведения тестов!).

При необходимости исследования костной проводимости более высокочастотными камертонами – с-512 и выше, необходимо исключить возможность переслушивания через воздух. Для этого применяется следующий прием:

- прежде чем приставить ножку камертона к костям черепа, следует подержать камертон так, чтобы его ножка находилась на расстоянии 1,5 – 2 см. от сосцевидного отростка. Если больной уже при этом слышит звук, то исследование костной проводимости окажется недостоверным и его проводить нельзя.

       4.2. Камертональные тесты (опыты).

       При проведении камертональных опытов используется только низкочастотный камертон с-128.

       Опыт Ринне: при проведении этого опыта больной сравнивает громкость звучания низкочастотного камертона при костной и воздушной проводимости. При преобладании воздушной проводимости над костной – опыт Ринне положительный (+). Такой результат получается при исследовании здорового уха, а также при поражении звуковоспринимающего аппарата уха (малый положительный опыт Ринне).

При нарушении воздушной проводимости в случае поражения звукопроводящего аппарата – опыт Ринне отрицательный (-), т.е. воздушная проводимость хуже костной.

При полном отсутствии восприятия звука через воздух и сохранении его через кость, опыт Ринне оценивается как бесконечно отрицательный. Отрицательный опыт Ринне при полной глухоте на одно ухо является ложным отрицательным, т.к. в этом случае звучание камертона переслушивается здоровым ухом.

Опыт Швабаха. Этот опыт состоит в исследовании продолжительности костной проводимости в секундах или путем сравнения с длительностью восприятия на заведомо здоровое ухо (например ухо врача). «Швабах укорочен» при поражении звуковоспринимающего аппарата. «Швабах удлинен» при поражении звукопроводящего аппарата.

Опыт Вебера: ножку звучащего камертона (с-128) ставят в центр головы в области темени и предлагают больному определить наличие или отсутствие «латерализации» звука. В норме, или при симметричном поражении ушей звук не латерализуется. При поражении звуковоспринимающего аппарата возникает латерализация в лучше слышащее ухо. При поражении звукопроводящего аппарата – латерализация в хуже слышащее ухо.

При проведении камертонального опыта Вебера, у пациентов с резкой формой хронической односторонней звуковоспринимающей тугоухости или глухотой на одно ухо, они иногда не латерализуют звук или затрудняются в ответах. Во многих случаях больной не уверен в локализации звука. Для уточнения результатов нужно перемещать ножку камертона по обе стороны от средней линии головы. Совпадение ответов больного с этим перемещением облегчает суждение о результатах опыта. При некоторых формах поражения звуковоспринимающего аппарата звук, при максимальном звучании камертона в начале опыта, может ощущаться посередине, а затем, по мере уменьшения громкости начинает латерализоваться в лучше слышащее ухо. Это свидетельствует о наличии феномена ускоренного нарастания громкости (рекруитмента) в больном ухе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: