Истории методов преподавания рисунка посвящены ряд книг Н.Н. Ростовцева. Он указывает, что в Западной Европе Академии искусств, положившие начало обучению искусству в специальных учебных заведениях, открылись в конце 16 века. 17 век в Европе был периодом становления новой – академической – системы преподавания. Иосиф Шмидг (ученик Песталоцци), Петр Шмид, братья Дюпюи, ранее – братья Карраччи – эти и другие имена вошли в историю методов преподавания ИЗО. Российская Академия, основанная в 1757 г., более века моложе европейской системы. Она во многом использует традиции и находки европейской, однако не уступает ей яркостью своей истории. Гордостью РА являются её многочисленные ученики и её учителя (Лосенко, Шебуев, Кипренский, Брюллов и др.). РА долгие годы существовала не только как центр подготовки художников, но и как центр методической мысли.
Существующая современная система обучения художников во многом опирается на традиции РА. Организация учебного процесса, методика его осуществления долгое время оставались неизменной. Так, сложившаяся в РА организация учебного процесса претерпела мало изменений: сохраняется деление по классам (по уровню подготовки и направлению), рисование с гипсовых слепков и рисование с живых моделей, выполнение эскизов и этюдов и создание на их основе композиций, система просмотров и экзаменов, проведение выставок. Остаются неизменными принципы и методы преподавания в РА: обучение основывается на изучении научных основ профессии, на рисовании с натуры, на анализе формы изображаемых предметов, на поэтапном выполнении изображения и др.
В 1735 году был издан первый учебник по рисованию И.Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству». Эта книга немецкого автора, переведенная на русский язык, стала первым русским учебником для обучения рисованию. В ней изложена система обучения, основанная на последовательном усложнении изобразительных задач:
· рисование прямых и кривых линий,
· рисование геометрических фигур и геометрических тел,
· рисование частей человеческого тела, головы и всей фигуры.
Как и большинство художников-педагогов, Прейслер положил в основу своей системы знание геометрии и рисование с натуры. Он считал, что геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении этой формы на плоскости облегчает процесс построения. Однако изображение не сводится к геометрии, считал автор, следует изучать перспективу и анатомию для рисования фигуры человека. Познакомиться с этим учебником у нас не было возможности. Однако, если судить по воспроизведенным в современных учебниках методики прейслеровским рисункам и таблицам, то можно сделать вывод о том, что его методика восходит к методам обучения эпохи Возрождения и Др.Греции. Прейслеровская таблица пропорций фигуры человека очень напоминает микеланджелловскую. Некоторые его линейно-контурные, линейно-конструктивные и тоновые рисунки не имеют аналогов в истории методов по тщательности и одновременно по ясности замысла и исполнения. Не удивительно, что первые учителя-иностранцы, применявшие это учебное пособие в практике своего преподавания, не умея объяснить, как выполняется изображение предмета, требовали от учеников простого копирования рисунков этого предмета из пособия. Эта ситуация стала поводом для историков искусства наименовать метод Прейслера «копировальным», что совершенно несправедливо. Сам Прейслер не рекомендовал копировать свои рисунки, а предлагал их для ознакомления и изучения, обращал особое внимание на необходимость изучения пластанатомии и перспективы.
Пособие Прейслера высоко ценилось за границей и в России. Оно использовалось не только в общеобразовательных и специальных учебных заведениях (для которых и было предназначено), но и в специальных художественных. Большую методическую помощь в течение долгих лет оказывала эта книга и воспитанникам Академии. Автор предисловия к учебнику А.П. Сапожникова П. Марков писал о пособии Прейслера: «Сочинение это, весьма дельно, вообще, составленное, переходя из рук в руки, из рода в род, успело достигать до русских рисующих ближайшего к нам времени и оказывать им существеннейшие услуги».
Учебник А.П. Сапожникова «Курс рисования» для общеобразовательных школ, изданный в 1834 г., был апробирован РА художеств. Это был первый школьный учебник рисования, составленный русским автором. В предисловии книги автор писал: «Цель обучения не в том, чтобы сделать из выпускников рисовальных классов художников, а в том, чтобы научить их изображать видимые предметы понятно и правильно». В небольшой по объему книге материал содержания структурирован по разделам, соответствующим этапам обучения курса Сапожникова. Он строился от простого к сложному:
· рисование линий, углов, геометрических фигур; затем изучение на специальных моделях и передача в изображении этих объектов явлений наглядной и линейной перспективы;
· рисование геометрических тел, изучение явлений светотени на спец. моделях и изображение светотени в тоновом рисунке;
· рисование сложных геометрических тел, групп тел, гипсовых голов. Для показа конструкции головы использовал специальную проволочную модель, которая при рисовании должна находиться рядом с гипсовой и в том же ракурсе;
· рисование фигуры человека;
· освоение некоторых правил композиции.
Курс Сапожникова не предлагал копировать натуру или готовые рисунки, а учил анализировать форму, размышлять, рассуждать. Для этого предлагалось использовать специальные модели, которые вошли в золотой фонд методики. Эти модели (проволочная модель головы, модели для наблюдения явлений перспективе на примере круга и квадрата и др.) в практике преподавания предмета используются и теперь. Художники-педагоги самостоятельно воспроизводят эти модели Сапожникова, комплектуя фонд наглядных пособий для занятий по предмету.
П. Марков писал: «То, чем книга И.Д. Прейслера была для прадедов и дедов наших, для нашего времени представляют курсы рисования покойного Сапожникова, с талантом изобретательного рисовальщика-художника соединившего в себе просвещенные понятия об искусстве и его требованиях... В кружках русских художников труды Сапожникова пользуются громадной известностью, и редкий из посещавших классы АХ не держал и не держит у себя эти книги как настольные...»
Метод Сапожникова был яркой альтернативой царившему в то время в обучении ИЗО копированию. Отдельные приемы этого метода не потеряли своего значения и до настоящего времени. Сапожников указывал, что:
· средством помочь ученику понять форму изображаемого предмета является её упрощение на начальной стадии рисования (принцип упрощения формы на начальном этапе выполнения изображения сложился в практике обучения мастеров эпохи Возрождения; яркий пример - обрубовка Дюрера);
· педагогу следует не только выправлять рисунок ученика, но и словесно пояснять действия, чтобы ученики самостоятельно могли исправлять рисунки, следуя словесным указаниям учителя (художник-педагог эпохи Возрождения Ченнини Ченнино также указывал на необходимость методической помощи ученику со стороны учителя, однако рекомендация Сапожникова опирается на взаимосвязь мышления и рисования в обучении ИЗО);
· модели Сапожникова рекомендовались им не для рисования с них (как у братьев Дюпюи, к слову, их труд был опубликован позднее на 8 лет) и поэтому не подменяли собою натуры, а для пояснения законов строения формы, явлений перспективы и др., для изучения и осмысления.
Имена художников-педагогов И.Д. Прейслера и А.П. Сапожникова, чьи книги участвовали в процессе обучения учеников РА, чьи методы и приемы преподавания легли в основу отечественной школы обучения ИЗО, чьи рекомендации прошли проверку временем и сохраняют актуальность поныне, составляют одну из страниц истории методов преподавания ИЗО.