Методика обучения рисованию в эпоху Возрождения

Тема

История художественной педагогики: зарубежная школа.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Методика обучения изобразительному искусству в эпоху В – ярая страница истории ме­тодов преподавания, составляющее ценнейшее методическое наследие этой науки. Реалистиче­ский характер искусства той эпохи потребовал от художников освоения законов объективного мира, отражения их в искусстве, обучения реалистическому характеру изображения молодых художников, своих учеников. В эпоху В ИЗО не являлось общеобразовательным предметом, по­этому нельзя говорить о школьной методике ИЗО этого времени. Однако обучение в то время начиналось достаточно рано: Леонардо отдали учиться 9 лет, Рафаэля – 8, и методика сущест­вовала как практика профессионального обучения, но – с раннего возраста. Учились у мастеров-художников, которые содержали специальные школы – боттеги. В них начинающие художники постигали азы художественной грамоты и на практике осваивали приемы ремесла, помогая учителю-мастеру выполнять заказы. В отличие от средневековых цеховых школ, плату за обучение получали ученики от мастера. Учитель – ИЗО как отдельная профессия появилась только в но­вое время в рамках академической системы обучения (хотя изо как предмет в общеобразова­тельной школе существовал и в Древнем Египте и в Древней Греции). Методическое наследие эпохи В следует связывать с именами выдающихся художников и талантливых педагогов – ру­ководителей мастерских: Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Ченнини Ченнино, Микеланджело, Альбрехт Дюрер.

Леон Баттиста Альберти, один из первых в истории методов преподавания изобразительно­го искусства эпохи В. По его трактату «Три книги о живописи» учились мастера последую­щих лет, ее изучали выдающиеся художники, в том числе Леонардо.

1. Рассматривает рисование как серьёзную научную дисциплину, обладающую столь же точ­ными и доступными для изучения законами и правилами, как математика.

2. Утверждает зависимость эффективности обучения искусству от научной осведомлённости.

3. Рисование представляет собой не механическое упражнение, а упражнение ума.

4. Весь процесс обучения предлагает строить на рисовании с натуры, брать пропорции в ней, изучать и запоминать их.

5. Описал систему и последовательность в обучении: начиная с точки и прямой, затем углы, плоскости, тела. Знакомит учеников с линейной и воздушной перспективой.

6. Большое значение придаёт личному показу учителя.

7. Переоценивает значение рисование с использованием завесы.

8. «Три книги о живописи»

Леонардо да Винчи положил труд Альберти (впрочем, не всегда соглашался с Альберти, на­пример, по вопросу использования завесы) в основу своей книги, составленной его учеником по сохранившемся записям Леонардо. Собственной школы не оставил. Его методическое на­следие остается в общем русле этой эпохи. Выдающееся значение имеют его научные записи дневников (посвященные вопросам анатомии и биологии, физики и оптики, механики и архи­тектуре и др.), пока до конца не изученные.

1. Как и Альберти, рассматривает рисунок как серьёзную научную дисциплину.

2. В отличие от Альберти, не рекомендовал завесу для использования учениками.

3. Рекомендовал метод закрепления пройденного путём рисования по памяти.

4. Занимался научным обоснованием теории рисунка: изучал пластанатомию, пропорции и др.

5. На основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал знаменитую схему пропорций фигуры человека – «Квадрат древних».

6. На основе его записок его учеником была написана «Книга о живописи»

Ченнини Ченнино отстаивал значимость изучения натуры в процессе создания изображений, изучения наследия мастеров Античности, культурного мира учителя.

1. В основу обучения должно быть положено рисование с натуры.

2. Большое значение придавал методическому руководству со стороны учителя

3. «Книга о живописи».

Микеланджело трудов по методике не оставил, на основании его эпистолярного и поэтическо­го наследия можно судить о его взглядах на обучение искусству.

1. Натура лежит в основе изображения, а не довлеет над ним. При выполнении изображения следует черпать образы и формы из воображения и памяти. Натура нужна для их обогащения.

2. Рисование представляет собой не механическое упражнение, а упражнение ума. «Рисуют го­ловой, а не руками».

Альбрехт Дюрер в отличие от других мастеров эпохи, рассматривал в многочисленных трудах также и вопросы общей педагогики. Наиболее бережно из всех мастеров-педагогов относился к ученикам, рассматривал начинающего художника как национальное сокровище, которое еще только следует сформировать.

1. Полагал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительные впечатления, а необходимы точные научные познания. Они обеспечивают художнику твёрдый и надёжный успех в работе вместо случайных удач и падений.

2. Рекомендовал нуждающимся в обучении обращаться к тому, кто что-либо умеет.

3. Ввёл в практику метод обобщения формы в рисунке, впоследствии широко применяемый в педагогической работе братьями Дюпюи, А. Ашбе, П.П. Чистяковым, Д.Н. Кардовским.

4. Отразил собственные взгляды на решение общих проблем педагогики, воспитания детей.

5. Полагал, что залогом успеха в обучении искусству являются способности и темперамент ученика.

6. Полагал, что воспитанием ученика следует заниматься «... бережно и в страхе божьем».

7. Полагал, что начальный период обучения изобразительному искусству требует особой методики.

8. Полагал, что учителю следует выбирать среди многообразия методов воспитания: добра, по­хвалы, порицания.

9. Полагал, что обучение для ученика должно протекать с охотою, чтобы оно ему не опротивело.

10. Полагал необходимыми музыкальные занятия в перерывах между занятиями рисованием.

11. Полагал необходимыми для успешной и плодотворной работы художника наличие ком­фортных условий.

12. Полагал, что в период обучения ничто не должно «ослаблять ум» ученика: «...чтобы он не видел ничего плохого, а только хорошее».

13. Особое внимание уделял личному показу учителя.

14. «Книга о живописи».

Отечественная школа обучения искусству базируется на реалистическом методе изобра­жения. В силу этого, методическое наследие эпохи В представляется особо ценным. Художни­ки-педагоги этой эпохи заложили фундамент развития методики преподавания изо реалистиче­ского направления. Многие находки этой эпохи получили развитие в современной высшей школе (другие – метод завесы – не используются). Современная школьная методика также ос­новывается на реалистическом методе изображения, а значит, также восходит в своих истоках к методическому наследию эпохи В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: