Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1) актуализировать умение решать задачи на нахождение целого и части, тренировать вычислительный навык;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Составление задачи по выражениям.

На доске числовые выражения Д-3:

9 – 4
5 + 4
9 – 5

 


- Что общего в выражениях? (Целое равно 9.)

- Найдите лишнее выражение. (5 + 4, т.к. это сумма, а 2 других разности.)

- Составьте задачу по этому выражению.

Несколько учащихся предлагают формулировки задачи. Предложенные варианты обсуждают.

- Какое правило вы применили при решении этих задач? (Правило нахождения целого.)

- Как же найти целое? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)

- Посмотрите на оставшиеся выражения. На какое они правило? (На правило нахождения неизвестной части.)

- Как найти неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

Учитель открывает на доске эталон взаимосвязи частей и целого Д-4.

- Найдите значение выражений.

Учащиеся устно называют значения выражений, учитель записывает числа на доску.

- Что вы заметили? (Во всех равенствах целое 9, части – 5 и 4.)

- Чем отличаются равенства? (В каждом равенстве находят разный компонент.)

2) Актуализация логических частей задачи.

1, стр. 48

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1 со страницы 48 учебника (Р-1), схему к данной задаче заранее выносит на доску.

- Прочитайте задачу.

- Что поможет вам решить эту задачу? (Эталон частей задачи.)

Учитель открывает на доске эталон Д-5.

- Прочитайте условие.

- Прочитайте вопрос.

- Что нужно сделать с вопросом? (Дополнить его.)

- Дополните вопрос. (Сколько всего стало чашек?)

- Что нужно составить для решения задачи? (Нужно составить схему и выражение, записать решение и ответ.)

- Решите эту задачу самостоятельно.

Один из учащихся выполняет задание на дополнительной доске без комментирования, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках.

- Проверьте вашу работу. С чего начнете проверять? (С заполнения схемы.)

Учащийся, который работал на дополнительной доске, комментирует свою работу. В случае выявления ошибки проводиться коррекционная работа.

было
поставили
?
2 ч.
3 ч.


Далее проверка организуется аналогично, поэтапно.

3) Пробное действие.

- Что вы повторили? (Мы потренировались в составлении задач по выражениям, в решении задачи.)

- Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

- Попробуйте составить задачу обратной данной задаче.

- Что нового в этом задании? (Нужно составить обратную задачу.)

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять обратные задачи.)

- Уточните тему урока. (Обратные задачи.)

Учитель уточняет тему урока на доске.

- Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли составить задачу обратную данной задаче.)

- Кто составил задачу?

- Обоснуйте свое решение. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)



Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу обратную данной задаче.)

- Чем это задание отличается от известных вам заданий? (Мы решали задачи и никогда не говорили слово «обратные».)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила, какие задачи называются обратными и как их составлять.)

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель :

в коммуникативной форме

Этап 4
организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1) уточнение цели проекта («открыть» правило составления взаимно обратных задач);

2) определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

3) построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть правило, какие задачи называются обратными и правило составления обратной задачи.)

- Вспомните, что вы повторяли? (Мы составляли задачи по выражениям, находили значения выражений, …)

- Что особенного было в полученных равенствах? (Во всех равенствах целое было 9, а части - 5 и 4, в каждом равенстве находили один из компонентов.)

- Как это может вам помочь при составлении обратной задачи? (Мы попытаемся составить задачи на основе данной такие, чтобы менялись неизвестные.)

- Что нужно сделать с составленными задачами? (Решить их.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

- Что вам поможет? (Эталон состава задачи.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: