Цель:
1) актуализировать умение решать задачи на нахождение целого и части, тренировать вычислительный навык;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Составление задачи по выражениям.
На доске числовые выражения Д-3:
9 – 4 |
5 + 4 |
9 – 5 |
- Что общего в выражениях? (Целое равно 9.)
- Найдите лишнее выражение. (5 + 4, т.к. это сумма, а 2 других разности.)
- Составьте задачу по этому выражению.
Несколько учащихся предлагают формулировки задачи. Предложенные варианты обсуждают.
- Какое правило вы применили при решении этих задач? (Правило нахождения целого.)
|
|
- Как же найти целое? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)
- Посмотрите на оставшиеся выражения. На какое они правило? (На правило нахождения неизвестной части.)
- Как найти неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
Учитель открывает на доске эталон взаимосвязи частей и целого Д-4.
- Найдите значение выражений.
Учащиеся устно называют значения выражений, учитель записывает числа на доску.
- Что вы заметили? (Во всех равенствах целое 9, части – 5 и 4.)
- Чем отличаются равенства? (В каждом равенстве находят разный компонент.)
2) Актуализация логических частей задачи.
№ 1, стр. 48
Учитель раздает учащимся карточки с заданием № 1 со страницы 48 учебника (Р-1), схему к данной задаче заранее выносит на доску.
- Прочитайте задачу.
- Что поможет вам решить эту задачу? (Эталон частей задачи.)
Учитель открывает на доске эталон Д-5.
- Прочитайте условие.
- Прочитайте вопрос.
- Что нужно сделать с вопросом? (Дополнить его.)
- Дополните вопрос. (Сколько всего стало чашек?)
- Что нужно составить для решения задачи? (Нужно составить схему и выражение, записать решение и ответ.)
- Решите эту задачу самостоятельно.
Один из учащихся выполняет задание на дополнительной доске без комментирования, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках.
- Проверьте вашу работу. С чего начнете проверять? (С заполнения схемы.)
Учащийся, который работал на дополнительной доске, комментирует свою работу. В случае выявления ошибки проводиться коррекционная работа.
было |
поставили |
? |
2 ч. |
3 ч. |
|
|
Далее проверка организуется аналогично, поэтапно.
3) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы потренировались в составлении задач по выражениям, в решении задачи.)
- Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
- Попробуйте составить задачу обратной данной задаче.
- Что нового в этом задании? (Нужно составить обратную задачу.)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять обратные задачи.)
- Уточните тему урока. (Обратные задачи.)
Учитель уточняет тему урока на доске.
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимаю руки.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли составить задачу обратную данной задаче.)
- Кто составил задачу?
- Обоснуйте свое решение. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу обратную данной задаче.)
- Чем это задание отличается от известных вам заданий? (Мы решали задачи и никогда не говорили слово «обратные».)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила, какие задачи называются обратными и как их составлять.)
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель :
в коммуникативной форме
Этап 4 |
1) уточнение цели проекта («открыть» правило составления взаимно обратных задач);
2) определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
3) построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть правило, какие задачи называются обратными и правило составления обратной задачи.)
- Вспомните, что вы повторяли? (Мы составляли задачи по выражениям, находили значения выражений, …)
- Что особенного было в полученных равенствах? (Во всех равенствах целое было 9, а части - 5 и 4, в каждом равенстве находили один из компонентов.)
- Как это может вам помочь при составлении обратной задачи? (Мы попытаемся составить задачи на основе данной такие, чтобы менялись неизвестные.)
- Что нужно сделать с составленными задачами? (Решить их.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
- Что вам поможет? (Эталон состава задачи.)