Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Я предлагаю поработать вам в группах. Каковы основные правила работы. (В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы и за результат. Каждый член группы имеет право высказаться, остальные должны выслушать. Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам.)
- Попробуйте выполнить план в группах.
Группы работают на планшетках. В каждой группе учащиеся составляют обратные задачи. При этом к каждой задаче учащиеся рисуют схему, составляют выражение и записывают ответ.
По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат. Одна из групп представляет свой результат. Вариант защиты:
|
|
В исходной задаче были известны части, а целое мы находили. Поэтому мы составили задачу, в которой известно целое (5 чашек) и одна из частей (2 чашки). Нужно найти другую часть. Мы заполнили схему, составили выражение и записали решение и ответ. В другой задаче, составленной нами, известно целое (5 чашек) и часть (3 чашки), нужно узнать другую часть. Мы так же решили эту задачу.
Остальные группы согласуют свои результаты с предложенным, в случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.
В случае возникновения затруднений у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
- Что было известно в задаче? (Части – 2 чашки и 3 чашки.)
- Что требовалось найти? (Нужно было найти целое.)
- Чему же равно целое? (9.)
Учитель помещает на схему вместо знака «?» число 9.
- Посмотрите на схему. Что может быть не известно в задаче? (Одна из частей.)
Далее учитель совместно с учащимися составляет обратные задачи и решает их.
Работа по составлению эталона организуется фронтально.
- Чем похожи ваши задачи? (Во всех задачах говорится о чашках.)
- А в чем их отличие друг от друга? (Известное и неизвестное меняется местами.)
- Какой можно сделать вывод? (Эти задачи обратные задаче №1 в учебнике.)
Если учащиеся сами не смогут сделать вывод, организуя подводящий диалог учитель подводит их к этому выводу, обобщая ответы детей.
- Как вам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоне.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие, узнали, что такое обратная задача)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что позволяет вам открытый способ? (Составлять обратные задачи.)
|
|
- Какой следующий шаг на уроке? (потренироваться в составлении обратных задач.)
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2 (а), стр. 48.
- Найдите № 2 на стр. 48.
Учитель заранее выносит схемы на доску.
- Составьте задачу по первому рисунку.
Один из учащихся составляет задачу по рисунку.
- Что известно в данной задаче? (Известны части.)
- Что требуется узнать? (Нужно узнать целое.)
- Составьте обратную задачу.
Один из учащихся выходит к доске составляет обратную задачу, заполняет схему и составляет выражение. Вариант комментирования:
- Так как в первой задаче было не известно целое, то в этой задаче будет не известна одна из частей – число девочек. Поэтому задача будет звучать так: в концерте принимали участие 8 ребят, из них 2 мальчика. Сколько было девочек? Заполняю схему, составляю выражение.
2) Работа в парах.
№ 2 (б), стр. 48
- Составьте задачу к первому рисунку.
- Составьте обратные задачи данной в парах.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
- Кто допустил ошибки?
- В чем они?
- Исправьте ошибки.
- Кто не допустил ошибки?
- Как проверить себя, что вы не допустите подобных ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;
2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-3.
- Выполните предложенное задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках Р-3. Проверка организуется по подробному образцу Р-4.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в составлении обратных задач.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем составлять обратные задачи.)
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг вычислительного навыка.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 6, стр. 49
- Какие ошибки можно допустить при решении задач? (В заполнении схемы, в выборе правила, вычислительные ошибки, …)
- Чтобы не допускать вычислительные ошибки, что нужно делать? (Нужно тренироваться в счете.)
- Верно, я предлагаю этим сейчас заняться. Найдите №6 на странице 49.
- Найдите значения выражений в парах.
Учащиеся в парах находят значения выражений с комментированием.
- Назовите значение каждого выражения. (Значение всех выражений равно 3.)
- У кого другой ответ?
- Проверьте по числовому отрезку.
Учитель на доске открывает числовой отрезок (Д-8), учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления каждого выражения на числовом отрезке.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания, сделайте вывод. (Нужно еще тренироваться в счете, закрепить знание состава чисел 1-9.)