Анализ конкуренции в отрасли

 

Основными конкурентами для ООО «Автограф» являются предприятия, имеющие большой опыт работы, способные производить продукцию на таком же, или более высоком уровне, занимающие большую долю рынка.

Анализ конкурентов был проведен на основе независимых экспертных оценок. В качестве экспертов выступали покупатели ООО «Автограф». В качестве основных конкурентов были выбраны: ООО «Кнопка», ООО «АДИ», ООО «Принт», ООО «Константа». Выбор основывается на выделении наиболее крупных в рассматриваемой нише рынка организаций (таблица 6).

Таблица  6 - Оценка сравнительных преимуществ (по 5-ти бальной системе: минимальная оценка - 1; максимальная - 5), в баллах

Факторы конкурентоспособности

«Автограф» «Кнопка» «АДИ» «Принт» «Константа»
Средний балл Средний балл Средний балл Средний балл Средний балл
1) Виды услуг в сфере производства рекламной и полиграфической продукции 5 5 5 3 4
2) Возможность отсрочки платежа 4 5 3 5 5
3) Ассортимент 4 5 5 5 5
4) Цена основных позиций 4 4 4 2 3
5) Разработка четкой стратегии 3 5 3 1 2
6) Скорость доставки товара 5 5 4 3 2
7) Реклама 2 5 3 2 2
8) Общее количество баллов 27 34 28 21 23

На основании таблицы 6 можно сделать вывод, что ООО «Автограф» уступает только ООО «Кнопка» и «АДИ».

Следует отметить средний уровень цен ООО «Автограф» по сравнению с конкурентами на рынке.

ООО «Автограф» имеет зарегистрированный фирменный знак и другие средства визуальной идентификации. Организация развивается, увеличивая объемы деятельности.

В процессе исследования распределения товаров предприятие должно принимать решения о каналах или путях сбыта, выбирая централизованный или децентрализованный сбыт, собственные или сторонние органы продажи, прямой или косвенный каналы сбыта, разрабатывать систему физического перемещения товара по выбранному каналу сбыта, прогнозировать спрос на свою продукцию.

В настоящее время доведение товаров и услуг до конечного потребителя осуществляется по двум каналам распределения.

Канал нулевого уровня. Он состоит из производителя, т.е. самой ООО «Автограф».

Ведется постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.

Предприятие широко использует как внешнюю, так и внутреннюю рекламу. Используются такие средства рекламы как:

¾ реклама в средствах массовой информации: телевидение и радио, газеты и журналы;

¾ наружная реклама: рекламные щиты, растяжки и указатели;   

¾ реклама в различных справочниках и каталогах;

¾ календари настольные и карманные;

¾ ручки, кружки, зажигалки.

Основными направлениями ассортиментной политики предприятия являются постоянное обновление ассортимента, насыщение и совершенствование ассортимента.

В целях выживания и повышения рентабельности необходимо эффективно проводить комплексное исследование рынка, результаты которых дают достоверные ответы на вопросы, возникающие в деятельности предприятия. А также позволяет выявить преимущества и недостатки последнего.

Матрица «Бостон консалтинг групп» позволяет предприятию классифицировать каждое из своих видов товаров по его доли на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Построив матрицу БКГ, получим наглядную картину, на основе которой можно принять решение о том, какие товары стоит развивать и беречь, а какие следует ликвидировать.

Сбор исходных данных. На этом этапе необходима информация по объемам продаж или прибыли за некоторый период, кроме этого понадобятся данные по продажам ключевого конкурента ООО «Автограф» (таблица 7).

 

 

Таблица 7 - Исходные данные по объему продаж ООО «Автограф»

Товар

Выручка, тыс. руб.

Объем продаж ООО «Автограф»

2019 г.

2018 г. 2019 г.
Продукт А 1309 1325 2510
Продукт В 3700 4255 3731
Продукт С 8362 9123 6500
Продукт D  23562 23456 13763

 

Вычисление темпа роста рынка за год. На этом этапе рассчитаем годовое увеличение объемов продаж (выручки). В 2018 г. было продано продукта D на 1309 тыс. р., а в 2019 г. на 1325 тыс. р, то темп роста составил 1,22 %.

Таблица 8 - Вычисление темпов роста рынка за год

Товар

Выручка, тыс. руб.

Объем продаж ООО «Автограф»

2019 г.

 

Темп роста рынка, %

2018 г. 2019 г.
Продукт А 1309 1325 1610 1,22
Продукт В 3700 4255 4728 15,00
Продукт С 8362 9923 8635 18,67
Продукт D  23562 23456 20263 9,55

 

Вычисление относительной доли рынка. Рассчитав темп роста рынка для анализируемых продуктов необходимо для них же подсчитать относительную рыночную долю. Классический вариант – взять объем продаж анализируемого продукта и поделить ее на объем продаж ключевого конкурента (таблица 9).

Таблица 9 - Вычисление относительной доли рынка продуктов

Товар

Выручка, тыс. руб.

Объем продаж ООО «Автограф»

2019 г.

Показатели

2018 г. 2019 г.   Темп роста рынка,       %   Относительная доля рынка, %
Продукт А 1309 1325 1610 1,22 82,29
Продукт В 3700 4255 4728 15,00 90,00
Продукт С 8362 9123 8635 18,67 105,65
Продукт D  23562 23456 20263 9,55 115,76

 

На четвертом последнем этапе производится собственно построение матрицы Бостонской консалтинговой группы. Из начала координат проводим две оси: вертикальную (темп роста рынка) и горизонтальную (относительная доля рынка). Каждая ось делится пополам, на две части. Одной части соответствуют низкие значения показателей (низкий темп роста рынка, низкая относительная доля рынка), другой – высокие (высокий темп роста рынка, высокая относительная доля рынка).

Таким образом, построив матрицу, можно сделать вывод, что товары оказались в разных квадратах. Каждый из этих квадратов обладает собственным значением и специальным названием: звезды, дойные коровы, дикие кошки и дохлые собаки. По конкретным товарам это будет выглядеть следующим образом: продукт A относится к группе дохлые собаки, продукт B к группе диких кошек, продукт C - звезды, продукт D– дойные коровы. Самым высоким темпом рыночного роста обладает товар С, он популярен, привлекателен, перспективен и быстро развивается.

Большая доля рынка характерна для товара D, он приносит стабильный и высокий доход. Для товара B относительная доля рынка маленькая, но темпы роста достаточно высокие. Продукт A обладает низкой относительной долей на рынке и низкими темпами роста рынка.

Исходя из анализа товаров по матрице Бостонской консалтинговой группы, можно предложить следующие основные стратегии матрицы БКГ:

1. Увеличение рыночной доли. Применимо к «Диким кошкам с целью превратить их в «Звезд» - популярный и хорошо продаваемый товар.

2. Сохранение рыночной доли. Подходит для «Дойных коров», так как они приносят хороший стабильный доход и такое положение дел желательно сохранять как можно больше.

3. Сохранение рыночной доли. Возможно в отношении «Собак», неперспективных «Трудных детей».

4. Ликвидация. Возможен вариант ликвидации «Дохлых собак».

Построив и проанализировав матрицу БКГ, по ней можно сделать ряд выводов:

1. Следует принять управленческие и коммерческие решения в отношении следующих групп матрицы БКГ:

а) «Звезды» – сохранение лидирующих позиций;

б) «Дойные коровы» – получение максимально возможной прибыли, в течение как можно длительного периода времени;

в) «Дикие кошки» - для перспективных продуктов инвестирование и развитие;

г) «Собаки» – прекращение их поддержания и/или уход с рынка.

2. Следует принять меры по формированию сбалансированного портфеля по матрице БКГ. В идеале такой портфель состоит из товаров 2 видов:

а) товары, приносящие компании ООО «Автограф» доход в настоящее время. Они приносят прибыль уже сегодня. Полученные от них денежные средства можно вкладывать в развитие компании.

б) товары, которые обеспечат доход ООО «Автограф» в будущем. В настоящее время он может приносить малый доход, но в будущем, при благоприятных условиях, может начать приносить хороший доход.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что ООО «Автограф» имеет следующие конкурентные преимущества:

- использование современных технологий в производстве рекламы и полиграфии;

- широкий ассортимент товаров и услуг.

В качестве недостатков, которые были выявлены в результате анализа конкурентоспособности ООО «Автограф» можно выделить следующие:

- слабо разработанная система скидок для постоянных клиентов;

- отсутствие разработанной ценовой стратегии;

- слабая рекламная деятельность.

На основании проведенного анализа с целью повышения конкурентоспособности ООО «Автограф» можно предложить реализацию проекта повышения конкурентоспособности.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: