Машинист, при ведении поезда должен обеспечивать его безопасное движение с точным соблюдением расписания следования.
Для того чтобы обеспечить безопасность движения машинист обязан:
- хорошо знать конструкцию подвижного состава;
- план и профиль пути своей линии;
- расположение на линии постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков, их значение;
- перед выездом на линию (во время его приемки) убедиться в исправности подвижного состава.
При ведении поезда (состава) машинист, а если управление поездом производится локомотивной бригадой, то и помощник машиниста обязаны:
- следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, правильным положением стрелок по маршруту следования;
- повторять вслух показания светофоров и положение стрелок по маршруту следования;
- содержать тормозные устройства поезда (состава) готовыми к действию;
- управлять поездом с особой бдительностью при наличии запрещающего сигнального показания АЛС и светофоров, снижении видимости, при затоплении участков пути, движении в неправильном направлении и движении при нажатой педали (кнопке) бдительности;
- быть всегда готовым немедленно остановить поезд (состав), если встретится препятствие для дальнейшего следования;
- следить за состоянием подвижного состава;
- подавать оповестительный сигнал в случаях, предусмотренных ИСИ;
- при обнаружении неисправности в поезде (составе), устройствах СЦБ, повреждения пути, контактного рельса и других сооружений, и устройств сообщить об этом ДЦХ.
Машинисту запрещается:
- провозить в кабине управления поездом (составом) лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением работников, имеющих разрешение;
При этом в кабине управления электропоезда разрешается одновременно проезд не более двух человек, не входящих в состав локомотивной бригады.
- превышать скорость движения;
- отвлекаться от управления поездом (составом);
- отключать исправные устройства, обеспечивающие безопасность движения электропоезда (АЛСАРС, УАВА и другие).
Порядок действий при вынужденной остановке поезда
При вынужденной остановке поезда машинист обязан:
- остановить поезд по возможности на площадке и прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки;
- об остановке доложить ДЦХ и затормозить поезд;
- выяснить возможность дальнейшего следования;
- принять меры к устранению возникшего препятствия для движения;
- после устранения препятствия доложить ДЦХ;
- при невозможности устранения препятствия для движения затребовать восстановительное формирование;
- обеспечить по согласованию с поездным диспетчером вывод или вывоз пассажиров.
При обнаружении препятствия для движения на смежном пути машинист (локомотивная бригада) должны принять меры к остановке встречного поезда.
При вынужденной остановке поезда в случае потери управления поездом, машинист обязан:
- принять меры для восстановления управления;
- при невозможности восстановить управление, затребовать вспомогательный поезд.
Движение первых поездов
Время хода первого поезда по линии (после ночного отстоя) увеличено на 2 – 3 мин. (дополнительное время зависит от того, какое расстояние поезд проходит первым) и это дополнительное время заложено в ГДП.
Дополнительное время хода первого поезда с разбивкой этого времени по перегонам устанавливает служба «Т».
На станции, которые выписывают расписание должны быть специальные таблицы с указанием этих данных, подписываются таблицы руководителем электродепо (ТЧЗэ).
В расписании первого поезда с левой стороны около наименования станций вертикальной красной полосой отмечен участок, где поезд идет первым.
ДСП всех станций должны встречать и провожать первый поезд по каждому пути, сверять № поезда, № маршрута и время его отправления с выпиской из ГДП, следить за исправностью подвижного состава, за правильным его осигнализированием, за освещением вагонов и за бортовой сигнализацией.
После отправления первого поезда по каждому из путей ДСП должен доложить об этом ДЦХ (докладывают ДСП только начальных станций, с которых первый поезд начинает свое движение).
После прохода первого поезда ДСП отключает рабочее и аварийное освещение тоннеля, а в случае, если по приказу ДЦХ на первые пять поездов выдаются письменные предупреждения, то после прохода пятого поезда.
Машинист первого поезда обязан подавать оповестительный сигнал (один длинный) перед сигнальным знаком «С» и перед стрелочными переводами.






