Симфония № 103 Ми бемоль мажор

Гайдна называют «отцом симфонии». Сочинял их с 1759 по 1795 годы. Лучшие - 12 Лондонских симфоний (№№ 93 - 104).

Симфония № 103 - классический образец жанра. Название «С тремоло литавр» (не авторское) вызвано началом произведения.

1 часть открывается медленным вступлением -тремоло литавр,  затем приглушенное звучание темы у низких струнных:

 

  Основной раздел - быстрый в сонатной форме: темы танцевального склада. Тема главной партии:

 

Тема побочной партии проходит в экспозиции в тональности Си-бемоль мажор:

 а в репризе - в главной тональности, Ми-бемоль мажоре.

2 часть - двойные вариации (на две темы), первая тема - народная хорватская песня (до минор):

 

 вторая тема - ее мажорный вариант:

 

3 часть - менуэт: не придворный танец, а близкий к народному:

 

 

Форма сложная трехчастная: АВА. Средний раздел (трио) более плавный:

4 часть - быстрая, жизнерадостная. Форма рондо-соната. Рефрен начинается с «золотого хода валторн»:

Сонатная форма.

 

3 раздела: экспозиция, разработка, реприза.

Примечание: иногда перед экспозицией бывает вступление, после репризы -кода.

Экспозиция.

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ                                          ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ

     
 


тема          связующая                            тема                  заключительная

главной               часть                           побочной                         часть

парии         модулирует                         партии                   в тональности

в основной  в тональность                    в доминантовой   побочной темы

тональности   побочной                        тональности (или….. закрепляет

                         партии                              в параллельной          побочную

                                                                       мажорной,

                                                                             если                  тональность

                                                                    основная тональность

                                                                       минорная)

T                    →                                     D (III)                         D (III)

Примечание: ГП и ПП Должны быть обязательно. а Св. ч. и 3. ч. могут отсутствовать

Разработка.

 

Развивает материал экспозиции. Приемы развития: тональная неустойчивость (модуляции), секвенции, варьирование, вычленение коротких мотивов из тем, введение новых тем, смена регистров, полифонические приемы развития.


Реприза.

Темы экспозиции проводятся в основной тональности.

Примечание: иногда встречается сонатная форма без разработки (чаще в медленных частях и оперных увертюрах).

Соната Ре мажор.

 

Одна из самых известных сонат Гайдна. Содержит черты, характерные для классической сонаты: оптимистична, 3-хчастна (быстро-медленно-быстро), 1 часть в сонатной форме, финал в форме рондо: АВАСА (А - рефрен, В и С - эпизоды),

1 часть - в экспозиции присутствуют все разделы (т.ГП, Св.ч., т.ПП, З.ч.), они самостоятельны, но не контрастны (жизнерадостные, танцевальные)

 

Тональный план классичен: т.ГП - Ре мажор, т.ПП и З.ч. - Ля мажор. В разработке применяются различные приемы развития, появляется минор. В репризе все темы проходят в Ре мажоре.

2 часть - медленная, в ре миноре. Характер строгий, суровый, сдержанный:

 Фактура аккордовая, 2х частное строение. Заканчивается 2-я часть на доминате, затем без перерыва вступает 3-я часть.

3 часть - быстрая, жизнерадостная. Рефрен (круг) характером напоминает 1 часть:

 а первый эпизод (В) близок 2 части (тональность, фактура, гармония). Последнее проведение рефрена варьировано.

 

Соната ми минор.

Единственная соната Гайдна, где в первой части ярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом. Тема главной партии складывается из двух элементов. В басу звучат ходы по тоническому минорному трезвучию, а в верху – трепетные мотивы-ответы:

 

Тема побочной партии в Соль мажоре – светлая, мечтательная:

 

 

В разработке (тема Г.П.) преобладают отклонения в минорные тональности. В репризе темы звучат в миноре.

2 часть – медленная, в Соль мажоре – инструментальная ария, проникнутая светлым созерцательным характером:

 

3 часть – рондо, рефрен которого носит воодушевленный характер:

 

                        

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

         1756 (3альцбург) -  1791 (Вена)

 

Гениальный австрийский композитор, пианист, органист, дирижер, скрипач, педагог. Представитель венского классицизма. Обращался ко всем существовавшим в то время жанрам. Творческое наследие огромно, большая часть произведений - шедевры.

Имя Моцарта окружено легендами (о детстве, о необыкновенной быстроте работы над произведениями, о последних днях жизни). В них - доля правды: очень раннее развитие (начал сочинять с 5 лет, из 35 лет жизни - 30 занимает творческий путь). Причины: гениальная одаренность, великолепный педагог (отец - Леопольд Моцарт) и многочисленные поездки с 1762 года, которые принесли много музыкальных впечатлений, но они же вызвали переутомление, ослабили здоровье и привели к ранней смерти.

Основные периоды творчества:

1)ранний - до 70-х годов — концерты в Мюнхене, Париже, Лондоне, Гааге и др. (клавесинист, органист, скрипач, дирижер), в концертах участвовала и сестра Наннерль (Мария Анна Моцарт). Создание произведений во всех жанрах (5 лет -первые пьесы для клавесина, 8 лет - симфонии, 10 - вариации, 11 - произведения для сцены): 1769 - назначение придворным капельмейстером (без жалования).

2) 70-е годы: 3 поездки в Италию (награждение папским орденом «Золотой шпоры», избрание в члены Болонской академии, постановка опер в Милане). 1772 - придворный капельмейстер (с жалованием), концерты в Вене, Мюнхене. 1777 -увольнение со службы, посещение Мангейма. 1778-79 - Париж, неудачная попытка устройства на службу, смерь матери, возвращение в Зальцбург на службу к архиепископу, создание большого количества произведений (лучшие - симфония № 25, сонаты № 8, 11, концерты № 9, 10, опера «Мнимая садовница»).

3) Венский период. 80е годы. Вершина творчества. Моцарт - свободный художник. Лучшие произведения: симфонии № 39-41, концерты №№ 23, 24, оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», Реквием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: