Теоретические основы права собственности

 

Право собственности с теоретических позиций представляет собой многочисленные правовые доктрины, суть которых сводится в конечном счете к исследованию, анализу и обоснованию сущности этого института и распределения прав на материальные ресурсы. Предшествующие и современные теории права собственности - это не что иное, как попытки оправдания с позиций права распределения этих прав особыми способами. Одной из главных целей многих теоретических концепций права собственности является желание получить ответ на очень важный вопрос: какие человеческие интересы определяют содержание существующих схем распределения прав собственности. В качестве таких интересов могут выступать автономия человеческого бытия, создание условий для самореализации человека, стремление обеспечить свое благосостояние или сочетание таких интересов либо какие-то иные.

После выявления целей, которые преследует право собственности, условий, отраженных в праве и объективно необходимых для закрепления права собственности, природы этого правового явления, характерных черт данного правового института остается еще один очень интересный вопрос. Как, в силу каких причин возникают имущественные права и право собственности?

Всем прекрасно известно, что право собственности и иные имущественные права представляют собой творение человека. Это, как принято считать, изобретение римских юристов. Возникает вопрос: существуют ли какие-либо естественные моральные права на частную собственность? Скорее всего, нет. Как лицо может на основании "естественных" прав приобрести права на какую-то часть земли или какой-то особый объект? Обычно люди приобретают имущество путем покупки, наследования или дарения. Но в каждом из этих случаев предполагается, что существовало предшествующее право собственности, принадлежащее лицу, которое продает, завещает или дарит имущество. Каким же образом имущество приобретается первоначально? Как люди стали иметь право на какую-то часть земли или какой-то объект на ней?

Существует знаменитая теория Джона Локка*(134), которая пытается объяснить, как часть общего для всех человеческих существ на законных основаниях может стать частной собственностью конкретного лица. Центральное место в теории Локка занимает идея: каждый человек имеет естественное право на свой труд и путем приложения собственного труда к чему-то, что имеет природное происхождение, это лицо становится собственником, обладателем права на имущество. Бог, Который дал людям мир для всех, также дал им возможность использовать его для жизни и создания наилучших удобств. Земля и все, что на ней есть, даны людям для поддержания жизни. Все плоды ее, которые она производит, и звери, которых она кормит, принадлежат всему человечеству, поскольку источником их являются природные силы. И никто не имеет права исключать иных людей от них, поскольку они находятся в своем естественном состоянии.

Хотя земля и все низшие создания являются общими для всех людей, тем не менее человек имеет имущество, которое принадлежит лично ему. Никто не имеет никакого права на него, кроме него самого. Труд его и работа его рук, как мы можем сказать, являются его собственными. То, что он извлекает из этого природного состояния и оставляет себе, совмещая свой труд с тем, чем он владеет, создает его собственность. То, что человек с помощью своего труда извлекает из природы, принадлежащей всем, исключает общее право других людей*(135).

Главная цель теоретических концепций права собственности преследует решение очень сложной задачи, которая заключается в том, чтобы определить условия распределения благ, вещей, ресурсов среди людей.

Экономические права являются целью права собственности, т.е. тем, что люди хотят достичь, в то время как юридические права - это средства достижения данной цели. Экономические права индивида на предмет или имущество представляют собой возможность при соблюдении определенных условий потреблять вещь или полезные свойства предмета непосредственно или путем обмена. Согласно этому определению индивид имеет незначительное число прав в отношении такого предмета, поскольку существует вероятность его кражи или установления ограничений его обмена. Экономические права, которыми люди обладают в отношении своего имущества, непостоянны. Эти права представляют собой функцию защиты собственниками своего имущества от попыток других людей захватить его и защиты его государством с помощью полиции и судов*(136).

Вооруженная концепцией интересов человека теория права собственности должна преследовать цель обеспечить основания распределения прав собственности особыми способами. Эта теория должна попытаться определить содержание прав собственности на различных уровнях, например наметить контуры права собственника исключать других лиц владеть разными видами имуществ. Теория права собственности должна, вероятно, высказать свое мнение о том, как в праве следует рассматривать эти права собственности: как разрозненные правомочия в вязанке прав, которые могут быть отдельно распределены среди разных владельцев или объединены в одинаковые группы. Скорее всего, именно концепция права собственности как вязанки прав может служить различным интересам, таким как индивидуальная автономия или благосостояние*(137).

Западная концепция права собственности, под которой понимается право собственности индивида в противоположность праву собственности государства или группы людей, заключается в следующем. Для признания права собственности необходимо наличие ряда условий, как пишут Алисон Кларк и Пол Кёхлер, которые должны быть отражены в развитой правовой системе страны. Так, лицо должно обладать правом владения вещью, причем владение имеет техническое значение и ей придается особое значение в английском праве. Лицо имеет право владеть чем-то, когда право допускает возможность исключительного физического контроля над вещью.

Должно быть закреплено право использования вещи. В отличие от владения использование не является техническим термином. Должно существовать право использовать вещь по своему усмотрению, право, предоставляющее возможность личного пользования ею и по своему желанию. Обязательно должно быть также право управлять вещью, суть которого состоит в праве контролировать использование вещи и праве разрешать другим лицам пользоваться ею. Предполагается, что есть право на получение дохода от вещи. Оно охватывает любые естественным образом приобретенные плоды (например, яблоки, выросшие на дереве) и также так называемое суррогатное использование, т.е. доходы, которые связаны с личным использованием вещи и разрешением другим пользоваться этой вещью. Например, доходы от сдачи вещи в аренду. Право на получение прибыли должно быть связано с использованием вещи любым образом по желанию собственника. Оно включает право продажи или отказа от вещи, потребления ее, указания лица, которое будет владеть вещью после смерти собственника.

Также должно быть предусмотрено право передачи вещи, которое имеет сложный характер. Оно касается интереса собственника в отношении вещи, т.е. иных прав и требований, чем право на вещь как таковую. Этот интерес является передаваемым, если в результате такой передачи получатель приобретает все права и требования, которыми обладал собственник в отношении вещи, а у собственника эти права прекращаются*(138).

Как пишет Дэвид Бейкер, право собственности на землю произрастало из владения. Ранние права землевладельцев имели владельческий характер, и в средневековом праве титул на землю был основан на концепции владельческого права. Термин "ownership" ("собственность") не использовался в Англии до 1583 г., а термин "property" ("имущество") был необычным до XIX столетия. Люди говорили о "владениях" и "титулах". Со временем идея собственности созрела вместе с развитием промышленной и капиталистической экономики. Право владения было заменено на право собственности, которое нам известно сегодня*(139).

Права собственности занимают центральное место в любой правовой системе. Эти права предоставляют их обладателю исключительное право в отношении объекта, которое действует против всего мира. Права собственности отличаются от личных прав, которые по общему правилу касающихся только тех лиц, которые их создали. Стороны, следовательно, имеют большую свободу создавать договорные отношения (права и обязанности), нежели создавать отношения собственности. Право собственности отличается от договорного права, оно характеризуется наличием большого числа ограничений. Каждая система права имеет свое право собственности, которое уходит корнями в особые правовые традиции.

Фил Харрис считает, что правовые нормы неизменно связаны с социальными и экономическими условиями, которые превалируют в определенный период, и правовое оформление отношений между обладателем имущественных прав и объектами этих прав имеет основой социальную и экономическую практику. Концепции имущества, такие как право собственности и владение, аренда и ипотека, договоры и доверительная собственность, являются отражением в праве экономической деятельности и требований отдельных лиц и классов в различные периоды.

Рассматривая право и собственность, нужно иметь в виду следующие моменты. Первое: в нашей экономической системе имущественные права связаны с благополучием, и, когда мы говорим о благополучии и собственности, мы обычно подразумеваем неравное распределение частной собственности и имущественных прав среди социальных классов. Второе: собственность не рассматривается в праве как однородная категория. Поскольку объекты собственности имеют различные формы и разную ценность в разные периоды, в праве выработана разная классификация имущества, к каждому виду которого применяются особые правовые нормы. Наиболее очевидной формой имущества является земля. Это самая старая и постоянная форма благополучия. Различные права, которые могут существовать в отношении земли и ее использования, уходят корнями в феодальные времена. Появление правовых норм, относящихся к материальным движимым объектам, таким как мебель, книги и т.п., может рассматриваться как отражение развивающегося капитализма, когда данные вещи стали важными в экономической системе, которая все более и более зависела от промышленности и торговли. Третье: есть категория объектов права собственности, относящихся к имуществу, которые являются нематериальными и существуют только в неких символических формах, таких как банковские счета, авторские права и др.

Правовая система капиталистического общества неминуемо демонстрирует исчерпывающий набор правили прав, касающихся частной собственности, поскольку именно частная собственность имеет принципиальную важность для такого общества*(140).

Существуют четыре главных принципа права собственности.

Прежде всего каждая система права устанавливает ограничения в части прав собственности и их содержания. Принцип numerus clausus принимает форму абсолютно закрытого перечня прав собственности или набора общих ограничений. Стороны не могут сами создать никакого права собственности, даже при наличии чьего-либо согласия.

Далее, фундаментальной основой права собственности является то, что это право не может существовать без наличия особого, специально определенного объекта. Это принцип спецификации, т.е. обособления.

Кроме того, поскольку право собственности имеет эффект "права против всего мира", третьи лица должны знать о существовании такого права. Это принцип публичности, который принимает форму владения в случае движимых объектов или регистрации, когда речь идет о реальном имуществе.

Наконец, есть принцип акцессорности. Эта концепция наиболее противоречива, если рассматривать ее в качестве принципа. Акцессорность объясняет зависимость между двумя элементами в праве собственности. Традиционно это касается сложного отношения между обеспечением права собственности и требованием исполнения обязательства, которое обеспечено этим правом. Эти принципы формируют основную структуру, которая характеризует западные системы права собственности*(141).

В силу своей универсальности право собственности имеет очень важное социальное значение. Причем именно универсальность этого института часто порождает противоречивые требования и общественные ожидания, связанные с правом собственности.

К праву собственности апеллируют землевладельцы, активисты, которые хотят сохранить исторические памятники, феминистки, требующие контроля над рождаемостью. К праву собственности, ее привилегиям и полномочиям взывают те, кто поддерживает законы об охране окружающей среды, и те, кто им противостоит; те, кто требует земельной реформы, и те, кто против нее; те, кто требует компенсации за историческую несправедливость, и те, кто им возражает*(142).

Принципиально важным моментом является выявление социальной сущности права собственности как института, который регулирует общественные отношения по поводу вещей, ресурсов и иных ценных и нужных для человека объектов реального мира. Часто обычный человек (и даже юрист) попадает в ловушку, предполагая, что термин "собственность" означает вещь, которая является объектом права собственности. Наиболее правильным представлением о праве собственности является осознание того, что собственность не является вещью, это скорее всего отношение, которое лицо имеет по поводу вещи. Следовательно, более верным является утверждение о том, что кто-то имеет право собственности на вещь, чем утверждение, что вещь является чьей-то собственностью. Требованием собственности на ресурс является в итоге утверждение стратегически важной степени контроля над этим ресурсом. Слово "собственность" используется для того, чтобы описать особую концентрацию полномочий в отношении вещей и ресурсов. Термин "собственность" подразумевает сосредоточение социально допустимых правомочий, осуществляемых в отношении социально значимого ресурса*(143).

Хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент. Хотя право собственности является наиболее полным имущественным правом, очень многие специалисты в области имущественного права и земельного права обращают внимание на то, что это право не является абсолютным, оно в любом случае имеет ограниченный характер. Так, Кевин Грей и Сьюзан Грей полагают, что социальные отношения собственности не являются абсолютными*(144). Роджер Смит пишет по этому поводу, что редко существует неограниченное право использовать имущество, подтверждением тому является возмещение ущерба в результате причинения неудобств и требование о получении планового разрешения на застройку земли*(145). При этом следует признать, что есть и противоположные точки зрения.

Таковы основные положения концепции права собственности, краеугольным камнем которой является индивидуалистический характер данного института. И именно данный атрибут права собственности подвергается довольно жесткой критике, поскольку именно свобода собственника, пусть даже относительная, связанная с использованием и распоряжением своим имуществом, порождает во многих странах мира очень серьезные социальные проблемы: ужасающую бедность, несправедливость при распределении дохода от эксплуатации природных богатств, деградацию окружающей среды. Как писал Джеральд Аллан Коэн, популярная идея о том, что концепция частной собственности связана со свободой, является идеологической иллюзией*(146).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: