Тема 1.1.2 Принципы обучения. Дидактические концепции

 

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.


Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от преподавателя…

- исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;

- применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;

- быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;

- поощрять исследовательские работы школьников;

- находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.


Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала. Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:


Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.

 

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:

- использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

- используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;

- при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;

- тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

- в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

 

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании. В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:

 




А. Современные дидактические концепции

Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная ещё с 20-30-х гг. XX в.

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности.

Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности.

Традиционно в истории дошкольной дидактики теоретические основы обучения определялись исходя из общих дидактических характеристик процесса обучения, преследуя цель сообщения знаний детям, овладения ими навыками и умениями.

Психологическую нерациональность и педагогическую ошибочность подобной обучающей модели объяснила классик дошкольной дидактики А.П. Усова (1898-1965) тем, что значительную часть информации ребёнок получает без специально организованного обучающего процесса – в повседневном общении с родителями, взрослыми и сверстниками.

В процессе становления теории дошкольного образования были определены характерные особенности организации обучения дошкольников:

- «изустный» (В.Ф. Одоевский), «докнижный» (К.Д.Ушинский) характер передачи знаний педагогом,

- личный пример взрослых в различный вид деятельности как способ активизации умственного воспитания детей,

- наличие на занятии дидактически пособий, игр, «сюрпризных моментов», динамической и красочной наглядности,

- ознакомление дошкольников на занятиях с окружающей действительностью и овладение элементарными причинно-следственными связями.

В педагогике традиционно категория «обучения» рассматривалась как самостоятельная и специфичная, отличная от категории «воспитание», однако отличительной особенностью дошкольной дидактики является именно интеграция данных понятий и собственно педагогически явлений.

Советский период развития дошкольной дидактики в целом характеризовался доминирующим интеллектуализмом.

Е.И. Тихеева (1867-1943) одна и первых выдвинула идею о необходимости планомерного проведения с детьми дошкольниками работы по их умственному воспитанию. В плане занятий, по мнению Елизавета Ивановна., должна быть заложена возможная последовательность: каждое новое предъявление, новый входящий в сознание ребёнка предмет должен связываться каким-нибудь ассоциативным звеном с предшествующими представлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: