Существовали 2 противоположные концептуальные позиции в рассмотрении данного вопроса

v Сторонники первой утверждали, что ребёнок-дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь. Так называемый «объектный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы обучения и воспитания» 1938 г.

v Развитие второй концептуальной позиции было связано с исследованиями Л.С. Выготского (1896-1934), который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями. На основе этого подхода в учебнике «Дошкольная педагогика» (1988) П.Г. Саморукова и В.И. Логинова обосновали принцип системности знаний, который современными педагогами трактуется в двух направлениях: во-первых, как систематизация знаний; во-вторых, как построение системных знаний.

        Отличительной чертой современных дидактических концепций является их развивающий характер, новый, активно- деятельностный способ обучения.

 

а. Рассмотрим некоторые концепции развивающего обучения.

Наиболее прогрессивными, эффективными и интересными из них, на наш взгляд, являются следующие.

 

1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Она имеет следующие целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания – самовоспитание.

 

2. Технология проблемного обучения Т.А. Ильиной предполагает такую организацию учебных занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации, и активизируется самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению. В результате этого происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

3. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет следующие гипотезы: детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем начинают действовать с их частными эмпирическими проявлениями; возможности учащегося к обучению и развитию огромны, но не используются школой; возможности интенсифицировать умственное развитие лежат в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения; повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей учащихся.

 

4. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко содержит следующие концептуальные положения: ученик – субъект, а не объект процесса обучения; обучение приоритетно по отношению к развитию; обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью – формированием самоуправляющих механизмов личности.

 

5. В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской особое значение придается такому фактору развития как субъективному опыту жизнедеятельности, приобретенному в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей. Субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: