Различные подходы к содержанию образования на разных ступенях обучения

 

В разработке основных компонентов содержания образования в период с 1990-х по настоящее время прослеживается два основных подхода: знаниевый и компетентностный.

 

Согласно знаниевому подходу, основой содержания образования являются знания, формируемые в образовательном процессе, а в структуре содержания образования выделяются следующие компоненты:

· знания – теоретические сведения, отражающие систематизированный и обобщённый опыт, накопленный человечеством;

· умения и навыки применения знаний на практике по готовым алгоритмам в стандартных ситуациях (умения – владение осмысливаемым действием, выполняемым под контролем сознания; навыки – действия, доведённые до автоматизма);

· опыт творческой деятельности – способность личности применять усвоенные знания, умения и навыки (ЗУНы) в новых для себя ситуациях, алгоритм действий в которых заранее не известен;

· опыт отношений к различным сторонам окружающего мира, к самому себе, формируемый в результате осмысления и эмоционального переживания приобретаемых личностью знаний и опыта.

При компетентностном подходе основой содержания образования являются компетенции – умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. Компетенции, формируемые в учебном процессе, многочисленны, они относятся к видам человеческой деятельности, к разным сферам социального взаимодействия.

 

 

Образовательные программы, по которым ведётся обучение, очень разнообразны. Существует несколько оснований, для разделения программ на типы и виды.

 

 

Учебные программы, рассчитанные на детей дошкольного возраста, подразделяются на типовые (примерные) и рабочие.

Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает детский сад.

 Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом.

 

Выделяются также модифицированные (адаптированные) образовательные программы, по содержанию и логике совпадающие с типовыми (примерными), но составленные с учётом конкретных условий их реализации.

 

Образовательные программы подразделяются также на основные и программы дополнительного образования (программы курсов по выбору, факультативов, кружков и т.д.).

 

В свою очередь, программы дополнительного образования по уровню освоения могут быть общеразвивающими, специализированными или профессионально ориентированными. Общеразвивающие образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе.

Специализированные программы направлены на выявление и развитие способностей детей, формирование знаний и умений в определённом виде деятельности. Профессионально ориентированные помогают детям определиться в выборе профессии.

 

Особую группу образовательных программ составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.

 

Выделяются также экспериментальные образовательные программы, особенностью которых является направленность на изменения, привносимые в цели, содержание и организацию учебного процесса. Экспериментальные программы способствуют проверке научных гипотез, выбору наиболее продуктивных инновационных идей, внедрению новых форм и методов обучения.

 

Ещё один вид образовательных программ – программы дистанционного образования, отражающие специфику этого способа организации учебного процесса.

 

Некоторые образовательные программы носят междисциплинарный характер. Среди них можно выделить следующие виды:

 

- комплексные - объединяющие отдельные области, направления, виды деятельности;

 

- интегрированные - рассчитанные на изучение изучающие нескольких отраслей, объединённых общей идеей, общим свойством (например, программы полихудожественной направленности);

 

- модульные - состоящие из нескольких самостоятельных блоков; каждый блок обладает целостностью, устойчивостью, состав и последовательность блоков в программе может варьироваться.

 

Воспитание и обучение в ДОУ осуществляется в соответствии с программой – государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.

Программа воспитания в детском саду синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Программа воспитания совершенствуется вместе с развитием общественного дошкольного воспитания.

Знание программы и выполнение ее требований с учетом конкретных условий жизни группы являются обязательными для каждого дошкольного специалиста.

 

А. Требования к построению программы во ФГОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: