Научное и ненаучное знание. Научное знание как система

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России)

 

     

 

Учебные материалы (лекции) по дисциплине 

«Философские проблемы науки и медицины»

 

Направление подготовки: 32.04.01 «Общественное здравоохранение»

Направленность: «Научно-исследовательская в области обеспечения деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организации»

 

 

2020


Раздел 1. Предметная сфера философии науки. Наука в культуре современной цивилизации

Лекция 1. Функция и роль философии в науке. Наука как система знания. Научный закон. Научное объяснение. Научная гипотеза. Основные научные методы

Вопрос о том, что представляет собой наука, стал предметом исследования специальных областей науки и философии – философия и история науки и техники, науковедения, социология науки и др., которые возникли в связи с необходимостью управлять наукой, развивать современную науку, планировать и организовывать научную деятельность, соединять науку, технику, производство.

       Философский анализ науки в данном курсе необходим для понимания науки самой по себе, а также системы культуры в целом и различных ее подсистем. Исследование науки имеет особое значение, так как, по образному выражению М.Горького, «наука стала нервной системой современного общества». Проблема культурных смыслов науки, места и роли науки в культуре привлекала и привлекает внимание самых различных мыслителей в прошлом и настоящем. Она – в сфере внимания гуманитариев-культурологов, философов, социологов, историков, но также и представителей естественных наук. В мире культуры существует немало образов науки. Без науки немыслимо образование. Для политиков – наука особенно важна. Все время появляются новые грани в отношениях религии и науки. Нельзя сказать, что наука доминирует в системе современной культуры, но она занимает в ней достойное место.

Чтобы дать философскую оценку феномену науки, необходимо рассмотреть следующие проблемы: определение науки, различные аспекты изучения науки (как элемент духовной культуры, как система знаний, как способ познания мира, как вид деятельности по получению и развитию знания, как социальный институт); исследование структуры науки, ее методов и функций; процесс развития науки; отношение науки с другими сферами культуры (искусством, религией, образованием, моралью, философией…); рассмотрение проблемы субъекта научной деятельности; анализ понятий «наука», «лженаука», «язык науки», «научная парадигма», «научная революция», «ценности науки», «научная этика», «техника», «научная картина мира», «синергетика» и др.

Исследование процесса развития науки, сущности науки, ее роли в культуре невозможно без обзора взглядов и позиций крупных представителей философии науки, философов, ученых и общественных деятелей (К.Поппер, Т.Кун, Ф.Бэкон, Ж.Ж.Руссо, М.Вебер, К.Ясперс, Ч.Сноу и др.).

Итак, науку можно рассматривать с синхронической точки зрения (анализ структуры, видов, методов…) и с диахронической точки зрения (рассмотрение генезиса и развития науки). В результате – наука – сложная система, имеющая иерархическую организацию, охватывающая большие коллективы людей. Распадающаяся на множество наук.


Наука как часть духовной культуры общества

Определения и аспекты изучения науки: 1) Теоретический подход. Наука – система знаний, понятий о явлениях и законах действительности. 2) Общественный подход. Наука – форма деятельности, связанная системой отношений между учеными и научными учреждениями. 3) Философский. Наука – способ познания, основанный на эмпирической проверке или математической доказательстве. 4) Культурологический. Наука – специализированная сфера культуры, ориентированная на познание.

Отличие науки от других отраслей культуры. Знания приобретаются человеком в различных сферах: в обыденной жизни, в политике, в экономике, в искусстве, но в них получение знаний не является целью. Они по-своему отражают реальность и создают свою картину мира, отличную от научной. Наука отличается от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. Наука отличается от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечает не на вопрос «Почему?», а на вопросы «Как?», «Каким образом?». Наука отличается от религии тем, что разум, чувственный опыт имеют в ней большее значение, чем вера. Наука отличается от искусства рациональностью, не образным, а теоретическим мышлением.

Примеры преобладания одних сфер культуры над другими в истории. Средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки, вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но за философией сохраняется первое место, лишь в XIX веке в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре. Во второй половине XX века появляется тенденция к безграничному восхвалению достижений естественных наук. До сих пор наука претендует на исключительное положение, распространяется сциентизм (вера в безграничные возможности науки), что привело человечество к экологическим проблемам, опасности термоядерной войны, к снижению уровня духовной культуры. По мнению некоторых философов и культурологов, наука научила человека основываться на расчете, выгоде, сомневаться в духовных ценностях. Таким образом, с одной стороны, наука – огромное достижение человеческой культуры, с другой стороны, наука не должна считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, не должна доминировать над другими сферами культуры.

Научное и ненаучное знание. Научное знание как система

Научное и вненаучное знание. А) Научное и мифологическое познание (понятие, черты, функции мифа, типы мифов, современные религиозные, идеологические, научные, псевдонаучные мифы).

Б) Особенности научного познания в сравнении с обыденным, религиозным, художественным.

В) Научное и вненаучное познание (паранаука, антинаука, лженаука, квазинаука, псевдонаука).

Критерии научности: теоретическая обоснованность; фактическая достоверность; логическая непротиворечивость; эмпирическая подтвержденность; возможная фальсификация; концептуальность; объективность; предсказательная сила; прикладная значимость.

Структура науки: 1) фундаментальная и прикладная; 2) естественные, гуманитарные, общественные, технические; 3) вспомогательная подсистема науки: управленческие структуры; структура подготовки кадров; структура сбора, хранения и распространения научной информации; структуры технического и материального обеспечения науки.

Типы научного знания: предметное – знание фактов, явлений; операционное – способы познавательной деятельности, методы, приемы, технологии мышления, которые упорядочивают знания; ценностное – идеи, принципы, идеалы – регуляторы научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: