Две концепции получения научного знания: теория и практика

Научная теория как форма знания, ее строение и функции. Особенности эмпирического исследования.

Научное познание есть процесс, который включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны друг с другом, но каждый имеет свою специфику. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный компонент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания. Опытное исследование направлено непосредственно на объект. Она осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, а его важнейшим элементом является факт.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и мыслительных операций. Чувственное познание здесь не устраняется, но становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки эмпирического материала. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций высшего порядка – таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы.

На основе эмпирических данных происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования, составляющих основное содержание теорий. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины. При этом широко используются такие приемы и средства, как абстрагирование- отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция – движение познания от общего к частному. Теория – сердцевина научного знания. Для получения полного знания необходимо совершенствовать имеющиеся теории и создавать новые. Содержательные элементы теории – принципы, законы, категории, идеи. Формальные элементы – знаки, символы, правила, термины. Функции – синтезирующая, объясняющая, прогнозирующая. На теоретической стадии преобладает рациональное мышление. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции. Среди них особенно важную роль играет интуиция.

При всем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание. С другой стороны, теоретическое познание, развивая на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического исследования, ориентирует его направления, способствует совершенствованию методов и средств.

Проблема истинности научного познания

Гносеологические предпосылки науки – упрощения, огрубления, идеализации действительности, которые принимаются наукой на определенной стадии ее развития. Никакая наука не может отразить мир во всей полноте, при этом наука выбирает какую-то одну сторону действительности, отбрасывая другие стороны как несущественные. Проблема истины. Истина – адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Традиционная концепция истины конкретизируется через взаимосвязь понятий:

Объективная истина – содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее от субъекта. Но истинное знание всегда является знанием определенного субъекта 9человека, социальной группы, человечества). Значит, в процессе познания момент субъективности истины необходимо учитывать. Истину нельзя понимать как готовое, неизменное знание. Истина не является в готовом виде, она является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится в развитии. В этом плане любое знание, зафиксированное на определенном историческом этапе, будет неполным, неточным. На каждом конкретно-историческом уровне развития познания имеем дело с относительной истиной. Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта, граница, к которой стремится научное знание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания. Существует одна истина – объективная по смыслу, являясь истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Критерии истины, основанные на практике – подтверждение фактами, соответствие принципам научной теории, конкретность и точность использования терминологии, логическая и концептуальная непротиворечивость и др.

Язык науки

Научные знания существуют в языковой форме. Язык – строительный материал для научной теории. Теория не может быть точной, если неточны ее языковые средства, теория не может быть красивой, если несовершенны ее языковые средства. Основа – естественные языки, но для построения все новых научных теорий необходимо создание искусственных языков.

Общее представление о языке. Язык как знаковая система общения. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранению информации. Язык и мышление. Язык – средство выражения мысли, он прямо связан с мышлением. Человек воспринимает мир через органы чувств, на этой основе создает свои представления о мире, они рационально осмысливаются в понятиях и суждениях, умозаключениях, выраженных в языковой форме. Язык отражает не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит их соответственно с картиной мира. Этот взгляд зависит и от культуры, так как сознание человека формируется под влиянием индивидуального и коллективного опыта. В языке культурная картина мира реализуется, вербализуется, хранится, передается из поколения в поколение. Язык имеет иерархическую структуру: сложные языковые единицы порождаются из более простых. Типы языков: фонемографические, силлабические, логографические, фразеологические. Развитие языковых средств науки. Один из путей развития науки – выработка более совершенного языка науки.

       Классификации языков науки. 1) по характеру исследования явлений: эмпирические (экспериментальные языки для описания наблюдаемых явлений), теоретические (для измерения значений, выведения количественных значений, математического анализа результатов эксперимента, выведения законов). 2) по структуре: ассертетические (с их помощью формулируются утверждения научных теорий), модельные (для построения моделей, описания свойств, отношений явлений), процедурные (для описания различных экспериментальных операций и процедур), аксиологические (для оценивания и сравнения), эротетические (формулируют вопросы, проблемы, задачи для научного поиска), эвристические (описание эвристической части работы).

Научная картина мира - широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы, факты. Структура научной картины мира: теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью; допущения, условно принимаемые за неопровержимые; частные теории, которые постоянно достраиваются. Интегративная (обеспечение синтеза знаний, упорядочивание и систематизация научных данных), парадигмальная и нормативная (задает систему установок и принципов освоения мира, влияет на формирование социокультурных и методологических норм исследования) функции картины мира. Научная картина опирается на выработанные в парадигме стандарты и критерии. Научная парадигма – модель постановки и решения научных проблем. Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет сои исторические формы и эволюционирует. Эволюция научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии (Степин В.С.). Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Коперника, Галилея, Ньютона. Все состояния мира могли быть просчитаны, прошлое определяло настоящее, как настоящее – будущее.Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно. Неклассическая наука родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Жидкости и газы нельзя представить как механические системы. Переход был осуществлен во время революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. В неклассической картине мира учитывается роль случая. Образ постенклассической кртины мира – древовидная ветвящаяся графика – разработан с учетом достижений бельгийской школы И.Пригожина. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. В современной картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергетики. Современной научной картине мира свойственна историчность, строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, закономерность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: