Идеалы и нормы научного исследования: сущность, виды, функции в системе науки

В науке взаимоотношения между учеными, действия каждого из них подчиняются системе этических норм. Они определяют то, что допустимо, а что считается непозволительным для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают в ходе развития науки. Основные формы, в которых реализуются идеалы и нормы научного исследования: 1) идеалы и нормы доказательности и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания. Содержание норм и идеалов раскрывается на нескольких уровнях: 1) нормы, общие для всякого научного познания (объяснения, доказательства); 2) нормы, выражающие стиль мышления конкретной эпохи; 3) нормы, характерные для конкретных наук. Нормы научного исследования зависят от объекта исследования, от историко-культурной ситуации.

 

 

Раздел 2. Динамика науки как процесс развития знаний

Лекция 2. Проблемы динамики науки. Понятие парадигмы. Концепция критического рационализма. Проблема несоизмеримости теорий. Понятие научной революции. Типы научной рациональности

      .

 

Динамика науки. Общие модели развития науки

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. рост, изменение, развитие. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке, от классической науки к неклассической и далее – к постнеклассической, т.е. от незнания к знанию, от неглубокого знания к более совершенному.

В западной философии второй половины XX в. проблема роста представлена в таких течениях, как эволюционная эпистемология и постпозитивизм. Начиная с 60-х гг. XX в. в работах К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, П.Фейерабенда строятся модели развития науки, исследуется история становления, развития, смены научных идей и теорий. Концепция роста знания К.Поппера. Для Поппера рост знания - это не простое накопление наблюдений фактов, теорий, а процесс устранения ошибок, смена старых теорий более новыми. Рост научных знаний идет через: 1) выдвижение новых гипотез, наилучших теорий; 2) опровержение старых теорий; 3) решение научных проблем. Структура научных революций Т.Куна. Схема историко-научного процесса включает в себя два этапа: 1) нормальная наука; 2) научная революция – распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и победа одной из них – новый период «нормальной науки».

Общие закономерности развития науки: 1) преемственность в развитии научных знаний; 2) единство количественных и качественных изменений в развитии науки.; 3) дифференциация и интеграция наук; 4) взаимодействие наук и методов; 5) углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации; 6) теоретизация и диалектизация науки; 7) ускоренное развитие науки; 8) свобода критики и недопустимость догматизации; 9) экологизация научного знания.

 

Генезис науки и проблема периодизации ее истории

Проблема происхождения и периодизации науки. Как тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Европе в Новое время в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства. Проблема возникновения науки рассмотрена в работах П.П. Гайденко, Л.М.Кесаревой, Л.А. Микешиной, В.С.Степина и др.В античный и средневековый период существовали лишь элементы, предпосылки науки, но наука как особая система знаний, институт появляется только в Новое время, когда складываются подходящие общественно-экономические, историко-культурные, социальные условия. иВопрос о периодизации истории рассматривался в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов разработал Степин В.С. на материале истории естествознания, выделив в истории науки две стадии: преднаука (зарождаются элементы научного знания на Др.Востоке, в Греции, Риме, В Средние века, до XV-XVI вв.) и наука в собственном смысле слова. Собственно наука возникает в Новое время и проходит три основных этапа, на каждом из которых разрабатываются соответствующие идеалы, методы научного исследования, формируется стиль мышления, понятийный аппарат. Классическая наука при описании и теоретическом объяснении объектов исследования стремится устранить все субъективное для получения объективно-истинных знаний о мире. Неклассическая наука связана с разработкой релятивистской и квантовой теории, отбрасывает представление реальности как чего-то независящего от субъективных факторов. Постнеклассическая наука учитывает сообнесенность характера занний об объекте с осбенностями субъекта, с ценностями и целями субъекта. Каждая стадия имеет свою парадигму. Между этапами существует преемственность, каждая из предыдущих в преобразованном виде входит в последующую.

    История науки. Эпоха мифологии. Первые качественные изменения знания получили с возникновением счета и письменности. Письменность возникла около IV тысячелетия до н.э. у шумерийцев и египтян. Буквенно-звуковую систему письма создали в XI-X вв. до н.э. финикийцы. Достижения древних цивилизаций в области естественных наук велики. Древнейшие цивилизации, научными центрами которых были Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай, накопили огромный практический опыт естествознания, появились механизмы хранения и передачи информации – письменность и система исчисления, появились первые средства измерения времени, пространства. Важнейшие сведения добыты в области астрономии, математики. Появились зачатки прикладных наук (геодезия, картография). Предыстория гуманитарных наук. Древнейшие экономические, политические и правовые учения возникли в странах Древнего Востока, в которых экономическая и политическая мысль долгое время развивалась на основе мифологических и религиозных представлений. Знания носили прикладной характер (вопросы управления, власти, правосудия). Носителями знания были жрецы, маги, волхвы, бывшие и чиновниками и служителями культа, и писцами. Народы древнейших государств накопили практический опыт, создали эмпирическую основу, зачатки прикладных наук.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: