Роль науки в современном образовании и формировании личности

Научное образование и его перспективы в современном обществе. Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности. Особенно значима ее роль в образовании. В основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. Сама сфера образования опирается на научно апробируемые и рекомендованные методы. Роль науки распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, формы и методы. На территории образования происходит встреча индивида и науки. Наука предполагает направленное действие на образовательный процесс и может санкционировать изменение его структуры. Научные подходы пронизывают все содержание образования, образовательные модели опираются на научные основания (образовательный процесс имеет собственные технологии и закономерности, методологию, программы.

Образование – необходимая ступень социализации личности, процесс образования готовит человека, наследующего потенциал предшествующих поколений. Но формирование современного типа личности предстает не просто как передача знаний, но и как процесс обработки, окультуривания личности учащегося. Образование – интегративный процесс: в нем присутствует обучение, передача традиций, поисковая деятельность. Образование – непрерывный процесс, который происходит в рамках специальных учебных заведений и в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценностям культуры и включает в себя обучение и воспитание.

Изменения в науке и технике диктуют изменения образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования не возможно эффективное применение современной техники и технологий, новых достижений.   

В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, актуальном в России. В нашей стране утверждается личностно-ориентированная модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Эта задача реализуется с учетом возможностей новых информационных технологий. В образовании выделяют начальное, среднее, специальное, высшее образования. Актуально выделение зоны самообразования. С учетом развиваемых способностей образование делится на общее (дает широкий кругозор) и специльное (готовит узких специалистов).

Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образования, в которых была бы зхначима гуманитарная составляющая. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней: операционального (предполагает освоение логики учебного предмета), межоперационального (совокупности дисциплин данного учебного предмета), тактического (формирование содержания знания на основании пройденных дисциплин), стратегического (интегрирование знания во внутреннюю смысловую структуру личности), глобального (формирование в процессе образования ядра личности).

Современные методы образования: деловые игры, тренинги, информационные технологии. Важна ценностная составляющая.

Процесс образования носит демократический характер. Однако можно фиксировать негативные моменты современного образовательного процесса, в том числе коммерциализации и бюрократизации.

Личности, общество, культура и государство связаны сложными взаимоотношениями. Традиционному обществу автономия личности не свойственна, реализовать себя человек может лишь как элемент корпоративных связей. В современных техногенных обществах автономия личности интерпретируется как возможность активного отношения ко всем процессам. Человек оказывается центром, преобразующим внешний мир, природу.

Институциональное понимание науки подчеркивает ее связь с образованием. Наука – система взаимосвязей между научными организациями, членами научных сообществ, субъектами познавательно процесса.

В науке приветствуется поиск истины, а следовательно, критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений. Научно-исследовательская деятельность становится необходимой традицией, без которой невозможно нормальное развитие общества. Наука представляет собой одно из приоритетных направлений деятельности любого государства. Максим современного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным». Как социокультурный феномен наука всегда опирается на сложившиеся культурные ценности и традиции. Само индивидуальное познание совершается в существующих в культуре формах, то есть средства и способы познания усваиваются в процессе социализации.

Современная наука располагает большой социальной, профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Возрастают тенденции интернационализации науки, которая становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. Современная наука требует сотрудничества коллектива. Современная наука и система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно-экономической к эколого-гуманистической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: