Формирование опытной науки в новоевропейской культуре

В Новое время наука становится доминирующей формой познания мира, приобретает черты, сохранившиеся в наше время. Рождается вера в безграничные возможности науки и укрепляется благодаря научным достижениям.

Классический период развития науки можно разделить на два этапа: 1) этап механистического естествознания (до 30-х годов XIX века); 2) этап зарождения и формирования эволюционных идей (до кон. XIX – нач. XX в.).

Начало первого этапа совпадает с временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил вызвало развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика. Усиливается внимание к процессу познания, укрепляется идея о возможности изменения природы на основе познанных законов, все больше осознается практическая ценность научного знания. В свою очередь этап механистического естествознания делится на доньютоновский и ньютоновский этапы, связанные глобальными научными революциями, происходившими в XVI-XVII вв. и создавшими новое понимание мира. Доньютоновская ступень и первая научная революция определилась гелиоцентрическим учением Коперника.

Вторую глобальную революцию в науке XVII в. связывают с именами Галилея, Кеплера, Ньютона. Ньютон создал новую механическую картину мира.

Этап зарождения и формирования эволюционных идей в области физики (М.Фарадей, Д.Максвелл), в биологии (Ж.Ламарк, Ж.Кювье). В первые десятилетия XIX в. было подготовлено свержение метафизического способа мышления. Этому способствовали три открытия: создание клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн), открытие закона сохранения и превращения энергии (Д.Джоуль, Э.Ленц), разработка Ч.Дарвиным эволюционной теории.

 

Революция в науке кон. XIX - нач. XX в. и становление идей и методов неклассической науки

            Классическая наука стремилась объяснить все явления законами механики Ньютона. В XIX веке стало ясно, что законы Ньютона не являются универсальными. На роль универсальных стали претендовать законы электромагнитных явлений. Была создана элктромагнитная картина мира (Фарадей, Максвелл). К концу XIX века физика пришла к выводу, что материя существует в двух видах: вещества и поля. Возникновение квантово-полевой картины мира.

Ощутимый подрыв классического естествознания был осуществлен А.Эйнштейном, создавшим теорию относительности, которая в целом основывается на том, что пространство и время не абсолютны, они связаны с материей, движением и между собой.

       Биосфера и человек. Вернадский В.И. понимает под биосферой «организованную, определенную оболочку земной коры, сопряженную с жизнью». Наиболее активную роль в биосфере выполняет человечество. С развитием науки и техники она получает все больше возможности вмешательства в природные процессы. В XX в. усиливается влияние на биосферу, что выводит биосферу из состояния равновесия. Появляется проблема дальнейшего хода развития (сохранение жизни на земле или гибель человечества). Вернадский понимал важность нового состояния биосферы – ноосферы («сферы разума») – биосферы, преобразованной трудом человека и его мыслью.

Черты неклассической науки: возрастание роль философии; сближение объекта и субъекта познания; противоречия науки как принцип познания.

 

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Проблема научных традиций. Кун рассматривает традиции как один из факторов развития науки. Любая традиция опирается на прежние достижаения, на научную парадигму. Как происходит развитие науки: 1) ученый систематизирует известные факты, дает им объяснение в рамках существующей парадигмы; 2) открывает новые факты, опираясь на предсказания господствующей теории; 3) совершенствует решение задач, проблем. Т.е. традиция не тормозит развитие науки, а выступает как необходимое условие.

Многообразие научных традиций. По способу существования: вербализованные и невербализованные. По сфере применения: специально научные и общенаучные.

Вопросы возникновения нового знания в науке решают Т.Кун, В.Степин, М.Розов и др. Концепции рождения нового в науке (по Розову): 1) концепция «пришельцев»; 2) побочных результатов исследования; 3) концепция «движения пересадками».

Научные революции как перестройка оснований науки – это этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Причины научных революций: 1) результат внутридисциплинарного развития в ходе которого возникают проблем, неразрешимые в рамках данной научной теории; 2) междисциплинарные взаимодействия, основанные на переносе норм исследования из одной научной дисциплины в другую.

Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности. Первая научная революция и формирование научного типа рациональности произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки (механики, физики). В ходе этой революции сформировался научный тип рациональности: 1) стремление к завершенной системе знаний; 2) природа неизменна из века в век и не зависит от исследований; 3) научный и религиозный подходы обособились.

Вторая научная революция и изменение в типе рациональности в кон. XVIII – пер. пол. XIX в. произошел переход от классической науки к дисциплинарно организованной науке.

Третья научная революция охватывает период с кон.XIX в. до сер. XX в. и характеризуется появлением неклассической науки.

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX в. Связана с появлением особых объектов исследования. Рождается постнеклассическая наука, объектом изучения которой становятся развивающиеся системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: