double arrow

ТЕМА №17 «Экстремальные состояния. Шок. Коллапс. Кома»



1. Мотивационная характеристика темы:

Шок (удар, сотрясение) — тяжелый патологический процесс, сопровождающийся истощением жизненно важных функций организма и приводящий его на грань жизни и смерти из-за критического уменьшения капиллярного кровообращения в пораженных органах.

Коллапс (падение)– форма острой сосудистой недостаточности, возникающая в результате нарушения оптимального соотношения между вместимостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови.

Кома – состояние, характеризующееся развитием патологического торможения в ЦНС и проявляющееся глубокой потерей сознания, отсутствием реакции на внешние раздражители любой силы воздействия, сопровождающееся нарушением двигательных, чувствительных рефлексов и расстройством регуляции жизненно важных функций организма. Вследствие «шокогенного» воздействия организм или погибает, или в результате сложного комплекса защитно-приспособительных реакций восстанавливает свои жизненные функции и выживает. Смертность от тяжелой сочетанной травмы и острой кровопотери занимает в связи с этим (по данным ВОЗ) третье место в мире после сердечнососудистых и онкологических заболеваний.




    У наиболее трудоспособной части населения, смертность от тяжелой сочетанной травмы и кровопотери занимает первое место и не имеет тенденции к снижению. Современные представления об этиологии и патогенезе экстремальных состояниях и принципах лабораторного наблюдения и лечения позволят, в какой-то мере, влиять на течение шоковых состояний.

2. Цель занятия: Изучить причины, механизмы развития и проявления основных видов экстремальных состояний.

 

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

Вопросы, изученные ранее

    Для усвоения данной темы необходимы знания о реактивности организма, факторах ее определяющих, о ноцицептивной и антиноцицептивной системах организма.

    Материал изучается в соответствующих разделах нормальной физиологии.

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6, ПК-15, ПК-16:

Знать: Уметь:
1. Шок. Определение. Виды.

1 Уметь подвергать анализу причины и механизмы развития экстремальных состояний.

2. Причины шока.
3. Патогенез шока.
4. Коллапс. Определение. Виды.
5. Этиологию коллапса.
6. Патогенез коллапса. Отличие шока от коллапса.
7. Кому. Определение. Виды.
8. Причины развития комы.
9. Механизмы развития комы.
10. Основные принципы фармакокоррекции шока и комы.

 



Сейчас читают про: