8.1. Выполните тестовые задания:
1. Вид шока от механической травмы:
1. инфекционно-токсический
2. анафилактический
3. гипогликемический
4. раневой
5. геморрагический
2. Причина и механизм развития коллапса:
1.повышение венозного возврата крови
2.повышение сердечного выброса
3.гипоксия
4.олигоурия
5.полицитемияческая гиперволемия
3. Изменение, характерное для комы:
1.активация симпато-адреналовой системы
2.возбуждение пациента
3. гиперрефлексия
4.гипорефлексия, арефлексия
5.заторможенность пациента
4. Термин, отражающий основную группу шока:
1.гипотонический
2. почечный
3.ожоговый
4. гемодинамический
5.печеночный
5. Основное условие, способствующее развитию шока при травме:
1. кровопотеря
2. гиперглекимия
3. лимфопения
4. гипотермия
5. полиурия
6. Причина комы:
1.гиперлипидемия,
2.внеклеточная гипергидратация
3.гипоксия
4.гиполипидемия
5.нормоосмолярная гиперволемия
7. Вид коллапса по механизму развития:
1.вазодилятационный
2.гиперволемический
3.гиперосмолярный
|
|
4.вазоконстрикторный
8. Фаза шока:
1.эректильная
2.истощения
3.матаболические
4.компенсации
9. Отличительный признак шока:
1. утрата сознания
2. фазность течения
3. прямая зависимость тяжести шока от уровня АД
4. ухудшения состояния под влиянием наркоза
5. первичная слабость сосудов
10. Этиологический фактор шока:
1. психогенная травма
2. гипергликемические состояния
3. уремия
4. цитратная интоксикация
5. гипогликемическое состояние
Эталоны ответов
№ вопроса | Ответ |
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 5 |
4 | 3 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 2 |
10 | 1 |
Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.
Больной К., 16 лет, доставлен в стационар в тяжелом состоянии с термическим ожогом II степени площадью около 30% от общей поверхности тела. Сознание помрачено. Артериальное давление 80/50 мм. рт. ст. Пульс 120 ударов в минуту, слабого наполнения. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 35,50С.
Анализ крови: Эритроциты – 5,5×1012/л, Нв – 150 г/л, лейкоциты - 20×109/л, гематокрит 52 л/л.
Дайте определение понятия – шок.
Какие существуют виды шока, и какой из них развился у больного?
Каков механизм развития централизации кровообращения и патологического депонирования крови?
Каков механизм развития «шоковых органов»?
Задача № 2
К больному Д., 27 лет вызвана скорая медицинская помощь. Состояние больного тяжелое. Сознание помрачено. Периодически возникают тонические судороги. Артериальное давление 80/40 мм.рт.ст., пульс частый, нитевидный.
Больной в течение 10 лет страдает сахарным диабетом. Коллапс возник у больного через некоторое время после инъекции инсулина. Врач ввел в/в больному 40 мл 20% раствора глюкозы и п/к 1 мл 1% адреналина. Состояние больного улучшилось.
|
|
Каков механизм развития коллапса?
В каких случаях развивается гипогликемия?
Каковы механизмы развития симптомов у больного?
Приложение 1
Изучение патологической физиологии направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ | Номер/ин-декс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | |||
Знать | Уметь | Владеть | Оценочные средства | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | ПК-3 | Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности. | Теорети-ческие основы информа-тики сбор, хранение, поиск, перерабо-тка, преобра-зование, распро-странение информа-ции в медицин-ских и биологи-ческих системах, использо-вание информа-ционных компью-терных систем в медицине и здраво-охранении | Пользо-ваться учебной, научной, научно-популяр-ной литера-турой, сетью Интернет для профессиональной деятельности. | Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
2. | ПК-6 | Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп | Понятия этиологии, патогенеза, морфо-генеза, патомор-фоза болезни у ребенка и подростка, принципы классифи-кации болезней; основные понятия общей нозологии; | Интерпре-тировать резуль-таты наиболее распрост-раненных методов лабора-торной и функцио-нальной диагнос-тики, термо-метрии для выяв-ления патоло-гических процесс-сов в органах и системах детей и подростков | Медико-анатоми-ческим понятий-ным ап-паратом; простей-шими медицин-скими инстру-ментами (фонен-доскоп, шпатель, невроло-гическим молото-чком т.п.); | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
3. | ПК-15 | Способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. | Понятия этиологии, патогенеза, морфоге-неза, патомор-фоза болезни у ребенка и подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; | Обосновать характер патологи-ческого процесса и его клини-ческие проявления, принципы патогенети-ческой терапии наиболее распростра-ненных заболева-ний; | Навыками постановки предварительного диагноза на основа-нии резуль-татов лаборатор-ного и инструмен-тального обследо-вания детей и подростков | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
4. | ПК-16 | Способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для современной диагностики заболеваний и патологических процессов. | Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классифи-кации болезней; основные понятия общей нозологии; | Обосновать необходимость клинико-иммунологического обследо-вания больного ребенка и подростка, | Навыками постановки предварительного диагноза на осно-вании резуль-татов лаборато-рного и инструмен-тального обследо-вания детей и подростков | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
5. | ПК-31 | Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | Теоретиче-ские основы информа-тики, сбор, хранение, поиск, переработка преобразование, распро-странение информации в медици-нских и биологических системах, использо-вание информаци-онных компьютер-ных систем в медицине и здраво-охранении; | Пользоваться учебной, научной, научно- популярной литературой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ности. | Базовыми технологиями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Методами инструмен-тального исследо-вания в лаборато-риях. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
6. | ПК-32 | Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований. | Теоретические основы информатики сбор, хранение, поиск, переработка, преобра-зование, распростра-нение информации в медици-нских и биологиче-ских системах, исполь-зование информа-ционных компьютер-ных систем в медицине и здравоох-ранении правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологи-ческих лаборато-риях, с реактивами, приборами, животными | Пользоваться учебной, научной, научно- популярной литерату-рой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ности | Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Методами инструмен-тального исследова-ния в лаборато-риях. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
Список рекомендуемой литературы:
|
|
|
|
Основная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2007 – 496 с.
2. Зайко Н.Н., Быць Ю.В. Патологическая физиология[Текст]: учебник // М., МЕДпресс-информ, 2007 - 640 стр.
Дополнительная:
1. Михайлов В.П. Общая патология. [Текст]: учебное пособие // Ростов н/Д, <Феникс>, 2007 - 224 стр.
2. Пальцев М.А, Пауков В.С. Патология. [Текст]:учебник. В 2-х томах. // М. ГЭОТАР-Медиа, 2008, Т.1 - 512с.
3. Ефремов А.В., Самсонова Е.Н., Начаров Ю.В. Патофизиология. Основные понятия: [Текст]:учебное пособие. //М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 256 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1 Патофизиология красной крови. Анемии. Эритроцитозы. | 4-12 |
Тема 2 Патофизиология белой крови. Лейкоцитозы. Лейкопении. | 12-20 |
Тема 3 Патофизиология белой крови. Лейкозы. | 20-26 |
Тема 4 Патофизиология свертывания. Тромбозы. Геморрагические диатезы. | 26-33 |
Тема 5 Итоговое занятия №1 | 34 |
Тема 6 Патофизиология сердечно-сосудистой системы | 34-43 |
Тема 7 Артериальные гипертензии. Атеросклероз. | 43-52 |
Тема 8 Аритмии. Нарушение автоматии и возбудимости | 52-59 |
Тема 9 Аритмии. Нарушение проводимости. Блокады. | 59-64 |
Тема 10 Итоговое занятия № 2 | 64 |
Тема 11 Патофизиология дыхания | 64-72 |
Тема 12 Патофизиология желудочно-кишечного тракта | 72-83 |
Тема 13 Патофизиология печени | 83-94 |
Тема 14 Патофизиология почек | 94-104 |
Тема 15 Патофизиология гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы | 104-113 |
Тема 16 Патофизиология щитовидной и паращитовидных желез | 113-120 |
Тема 17 Экстремальные состояния. Шок. Коллапс. Комы. | 121-126 |
Приложение 1 | 127-132 |
Рекомендуемая литература | 133 |