Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Донецкой Народной Республики
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
__________ по дисциплине «История» _____________
(наименование дисциплины согласно учебному плану)
базовой части гуманитарного, социального и экономическогоцикла
Специальность: | ____ 20.05.01 Пожарная безопасность _________ (код и наименование направления / специальности) | |
Уровень образования: | ________________ cпециалитет ____________________ (бакалавриат, специалитет ) | |
Семестр(ы) | I (II) |
Общая трудоёмкость в з.е./часах | 72 |
Аудиторные занятия для очной формы обучения (ч), в том числе | 34 |
Лекции (ч) | 17 |
Самостоятельная работа (ч) | 38 |
Донецк, 2019 г.
Опорный конспект лекций по дисциплине «История» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность для приема 2019 г.
|
|
Составитель: Борбачева Л.В., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.
Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.
Протокол от «___»__________20__ года №____.
Заведующий кафедрой _____________ Д.Ю. Паниотова
(подпись)
Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой пожаротушения, пожарной и аварийно-спасательной подготвки.
Протокол от «___»____________20___ года №____.
Заведующий кафедрой___________ _____________________
(подпись)
Начальник факультета «Пожарной безорасности»,
подполковник службы гражданской защиты
______________________ А.В.Еремин
(подпись)
ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина рассматривает вопросыформирования и развития общества на территории Донецкого бассейна.
Целью дисциплины является изучение истории возникновения и закономерностей развития Донецкого региона в контексте истории стран Восточной Европы (России, Украины и других соседних государств); особое внимание уделено социально-экономическим, общественно-политическим и культурным аспектам развития общества на землях Донбасса.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
• основныеобщественно-экономические, политические, культурные процессы в истории развития человечества;
• исторические события: древнейшую историю Донбасса, заселение и промышленное развитие края, место Донбасса в истории России, Украины, мировой истории;
|
|
• деятельность исторических лиц, политических партий и общественных организаций.
уметь:
• анализировать исторические процессы, события, факты;
. формировать современную историко-политическую культуру, свою общественную позицию;
• пользоваться понятийным аппаратом исторической науки, историческими источниками и справочными материалами по истории.
Содержание лекционных занятий
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ, ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА И ЗЕМЛИ ПРИАЗОВЬЯ И ПОДОНЦОВЬЯ В ДРЕВНОСТИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО VIII В.)
1. Объект и предмет, методология и источники курса. Периодизация истории.
2. Древнейший период. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.
4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.
Объект и предмет, методология и источники курса. Периодизация истории.
Термин «история» древнегреческого происхождения. Он означал рассказ о прошлых событиях, о том, что исследовано, что изучено. Впоследствии этот термин стал применяться в латинском языке и распространился во всех странах Европы.Термином «история» обозначается также наука, изучающая прошлое человечества. История как наука имеет также ряд особенностей:
- во-первых, объектом и предметом исторической науки является прошлое, и этим она существенно отличается от других наук;
- во-вторых, историческая наука изучает жизнь людей и общества не как статическое явление, а как динамичное развитие. История изучает процесс непрерывных качественных изменений, прохождения определенных состояний развития, изменения одних явлений, событий другими;
- в-третьих, историческая наука, в отличие от многих других гуманитарных наук теоретического характера является исключительно конкретной наукой. Потому что она изучает конкретные события и явления на основе конкретных источников;
- в-четвертых, историческая наука имеет многоаспектный, разносторонний характер.
Таким образом, предметом исторической науки являются ведущие тенденции и закономерности исторического развития природы и общества во всех проявлениях, аспектах, хронологической преемственности от древнейших времен до наших дней. Такое общее определение предмета исторической науки конкретизируется применительно к каждой исторической дисциплины.
Методология изучения истории. Методология истории (от греческого metodos - путь исследования, способ познания и logos - слово, учение) – это система принципов, приемов и процедур формирования и использования методов исторического познания, а также учение об этой системе. То есть, методология – это учение об основополагающих принципах построения, формы и средства научного познания действительности.
Основополагающими принципами исторического научного исследования является объективность и историзм.
Объективность – это принцип подхода к характеристике, анализу любого явления, исторического факта с позиций объективного познания действительности, независимо от классовых, партийных или иных классификаций. Этот принцип требует от историка исследования событий, фактов только на основании научного подхода и сопоставления нескольких аналогичных фактов, что создает условия и предоставляет возможность с наибольшей вероятностью объективно подойти к их оценке.
Вместе с тем в каждом историческом исследовании присутствует субъективный фактор. Историческое исследование – это всегда субъективное отражение объективной реальности.
Историзм. В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том измерении, в котором они происходили в действительности. В принципе историзма усматривается один из критериев объективности, когда исторические явления описываются и объясняются с точки зрения их развития, эволюции. То есть, рассматривая явления, события на основе принципа историзма, надо исследовать как это явление или событие возникло, как они развивалось и во что трансформировалось. Историзм совпадает с объективностью и исключает любые искажения исторической науки.
|
|
С методологией исторической науки непосредственно связаны методы исследования.
Для исследования творческих задач историк использует различные методы исследования, которые обычно разделяют на три группы: общенаучные, специфически исторические и междисциплинарные.
К общенаучным методам относятся исторический, логический и метод классификации (систематизации).
Источники изучения истории. Каждая наука основывается на собственной базе источников. Собственную базу источников имеет и историческая наука.
Под историческими источниками понимают комплекс памятников прошлого, носителей исторической информации, составляющей ключевую базу исторической науки в целом и ее отдельных разделов (истории Древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории отдельных обществ, государств и т.п.), а также научных исследований (монографий, статей, диссертаций и т.п.).
Различают несколько типов исторических источников:
1. Вещественные источники изучения истории, то есть памятники материальной культуры. К ним можно отнести археологические находки (орудия производства, предметы быта, монеты и т.п.), архитектурные сооружения и др.
2. Этнографические источники - памятники, в которых находим сведения о характере и особенностях быта, культуры, обычаев того или иного народа.
3. Лингвистические источники, то есть сведения по истории развития языка.
4. Устные источники – народные песни, исторические думы, предания, легенды, народные пословицы, поговорки и др.
5. Письменные источники, которые являются основой исторических знаний. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на две основные группы:
|
|
– актовые материалы – то сть источники, которые являются следствием деятельности различных учреждений, организаций и официальных лиц;
– повествовательные памятники – летописи, воспоминания, дневники, письма, записки, публицистические, экономические, литературные и другие произведения.
Итак, глубокое, систематическое изучение истории возможно лишь на основе широкого и всестороннего использования различных исторических источников.
Объектом изучения курса «История» является формирование и развитие общества на территории Донецкого бассейна.
Территорию Донбасса составляют земли Подонцовья и Приазовья; до недавнего времени большая их часть входила в состав Донецкой и Луганской областей.
По природно-климатическим условиямрегион объединяет степную и лесостепную зоны. Тут преобладают плодородные почвы (чернозем), благоприятные для выращивания зерновых и технических культур. В степи хорошие условия для развития животноводства. Через этот регион издавна проходили важные торговые пути из Европы в Азию, с севера Европы на юг. Он и сейчас сохраняет высокий транзитный потенциал. Донбасс имеет выход в Азовское море. Главные реки – Северский Донец, Самара, Волчья, Кальмиус – принадлежат к бассейнам Черного и Азовского морей.
Донецкий бассейн богат на полезные ископаемые, ставшие основой бурного развития отечественного промышленного производства. До начала XXI века он оставался наиболее индустриально развитым регионом Украины.
В силу исторических условий земли Подонцовья и Приазовья стали регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений (экспансия восточных кочевых племен, нашествие Орды и появление «Дикого поля», агрессия крымских татар и вытеснение ими православного, земледельческого населения). В новое время Подонцовье и Приазовье являлись российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявило заинтересованность в продвижении своих юго-восточных границ далее на юг, к Азовскому морю. Так Донецкий регион приобрел значение геополитического региона. К концу XVIII в. Донбасс стал частью Новороссии, нового макрорегиона Российской империи, сыгравшего в ХІХ-ХХ вв. роль локомотива модернизационных процессов.
Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донецкого бассейна, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. К настоящему времени в Донбассе проявляются определенные признаки новой межэтнической общности.
Предметом изучения курса «История» составляют закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса с древнейших времен до сегодняшнего дня. История становления и развития Донбасса рассматривается в контексте истории Украины, России и других соседних государств.
Задачи данного курса можно определить, как воспитательные и познавательные. Изучение истории Донецкого региона не только углубляет знания студентов, расширяет их кругозор, но и способствует формированию гражданина – патриота своего Отечества.