Объект и предмет, методология и источники курса. Периодизация истории

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты» Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Донецкой Народной Республики

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

__________                по дисциплине «История» _____________

(наименование дисциплины согласно учебному плану)

 

базовой части  гуманитарного, социального и экономическогоцикла

 

 

Специальность:   ____ 20.05.01 Пожарная безопасность _________ (код и наименование направления / специальности)
Уровень образования:   ________________ cпециалитет ____________________ (бакалавриат, специалитет )
     

 

Семестр(ы) I (II)
Общая трудоёмкость в з.е./часах 72
Аудиторные занятия для очной формы обучения (ч), в том числе 34
Лекции (ч) 17
Самостоятельная работа (ч) 38

 

Донецк, 2019 г.


Опорный конспект лекций по дисциплине «История» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность для приема 2019 г.

Составитель: Борбачева Л.В., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол от «___»__________20__ года №____.

Заведующий кафедрой _____________ Д.Ю. Паниотова

                                        (подпись)

 

 

Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой пожаротушения, пожарной и аварийно-спасательной подготвки.

 

Протокол от «___»____________20___ года №____.

Заведующий кафедрой___________ _____________________

                                          (подпись)

 

Начальник факультета «Пожарной безорасности»,

подполковник службы гражданской защиты

______________________ А.В.Еремин

    (подпись)                              

 




ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина рассматривает вопросыформирования и развития общества на территории Донецкого бассейна.

Целью дисциплины является изучение истории возникновения и закономерностей развития Донецкого региона в контексте истории стран Восточной Европы (России, Украины и других соседних государств); особое внимание уделено социально-экономическим, общественно-политическим и культурным аспектам развития общества на землях Донбасса.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

• основныеобщественно-экономические, политические, культурные процессы в истории развития человечества;

• исторические события: древнейшую историю Донбасса, заселение и промышленное развитие края, место Донбасса в истории России, Украины, мировой истории;

• деятельность исторических лиц, политических партий и общественных организаций.

уметь:

• анализировать исторические процессы, события, факты;

. формировать современную историко-политическую культуру, свою общественную позицию;

• пользоваться понятийным аппаратом исторической науки, историческими источниками и справочными материалами по истории.

Содержание лекционных занятий

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ, ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА И ЗЕМЛИ ПРИАЗОВЬЯ И ПОДОНЦОВЬЯ В ДРЕВНОСТИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО VIII В.)

1. Объект и предмет, методология и источники курса. Периодизация истории.

2. Древнейший период. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.

 

Объект и предмет, методология и источники курса. Периодизация истории.

Термин «история» древнегреческого происхождения. Он означал рассказ о прошлых событиях, о том, что исследовано, что изучено. Впоследствии этот термин стал применяться в латинском языке и распространился во всех странах Европы.Термином «история» обозначается также наука, изучающая прошлое человечества. История как наука имеет также ряд особенностей:

- во-первых, объектом и предметом исторической науки является прошлое, и этим она существенно отличается от других наук;

- во-вторых, историческая наука изучает жизнь людей и общества не как статическое явление, а как динамичное развитие. История изучает процесс непрерывных качественных изменений, прохождения определенных состояний развития, изменения одних явлений, событий другими;

- в-третьих, историческая наука, в отличие от многих других гуманитарных наук теоретического характера является исключительно конкретной наукой. Потому что она изучает конкретные события и явления на основе конкретных источников;

- в-четвертых, историческая наука имеет многоаспектный, разносторонний характер.

Таким образом, предметом исторической науки являются ведущие тенденции и закономерности исторического развития природы и общества во всех проявлениях, аспектах, хронологической преемственности от древнейших времен до наших дней. Такое общее определение предмета исторической науки конкретизируется применительно к каждой исторической дисциплины. 

Методология изучения истории. Методология истории (от греческого metodos - путь исследования, способ познания и logos - слово, учение) – это система принципов, приемов и процедур формирования и использования методов исторического познания, а также учение об этой системе. То есть, методология – это учение об основополагающих принципах построения, формы и средства научного познания действительности.

Основополагающими принципами исторического научного исследования является объективность и историзм.

Объективность – это принцип подхода к характеристике, анализу любого явления, исторического факта с позиций объективного познания действительности, независимо от классовых, партийных или иных классификаций. Этот принцип требует от историка исследования событий, фактов только на основании научного подхода и сопоставления нескольких аналогичных фактов, что создает условия и предоставляет возможность с наибольшей вероятностью объективно подойти к их оценке.

Вместе с тем в каждом историческом исследовании присутствует субъективный фактор. Историческое исследование – это всегда субъективное отражение объективной реальности.

Историзм. В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том измерении, в котором они происходили в действительности. В принципе историзма усматривается один из критериев объективности, когда исторические явления описываются и объясняются с точки зрения их развития, эволюции. То есть, рассматривая явления, события на основе принципа историзма, надо исследовать как это явление или событие возникло, как они развивалось и во что трансформировалось. Историзм совпадает с объективностью и исключает любые искажения исторической науки.

С методологией исторической науки непосредственно связаны методы исследования.

Для исследования творческих задач историк использует различные методы исследования, которые обычно разделяют на три группы: общенаучные, специфически исторические и междисциплинарные.

К общенаучным методам относятся исторический, логический и метод классификации (систематизации).

Источники изучения истории. Каждая наука основывается на собственной базе источников. Собственную базу источников имеет и историческая наука.

    Под историческими источниками понимают комплекс памятников прошлого, носителей исторической информации, составляющей ключевую базу исторической науки в целом и ее отдельных разделов (истории Древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории отдельных обществ, государств и т.п.), а также научных исследований (монографий, статей, диссертаций и т.п.).

Различают несколько типов исторических источников:

1. Вещественные источники изучения истории, то есть памятники материальной культуры. К ним можно отнести археологические находки (орудия производства, предметы быта, монеты и т.п.), архитектурные сооружения и др.

2. Этнографические источники - памятники, в которых находим сведения о характере и особенностях быта, культуры, обычаев того или иного народа.

3. Лингвистические источники, то есть сведения по истории развития языка.

4. Устные источники – народные песни, исторические думы, предания, легенды, народные пословицы, поговорки и др.

5. Письменные источники, которые являются основой исторических знаний. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на две основные группы:

– актовые материалы – то сть источники, которые являются следствием деятельности различных учреждений, организаций и официальных лиц;

– повествовательные памятники – летописи, воспоминания, дневники, письма, записки, публицистические, экономические, литературные и другие произведения.

Итак, глубокое, систематическое изучение истории возможно лишь на основе широкого и всестороннего использования различных исторических источников.

Объектом изучения курса «История» является формирование и развитие общества на территории Донецкого бассейна.

Территорию Донбасса составляют земли Подонцовья и Приазовья; до недавнего времени большая их часть входила в состав Донецкой и Луганской областей.

По природно-климатическим условиямрегион объединяет степную и лесостепную зоны. Тут преобладают плодородные почвы (чернозем), благоприятные для выращивания зерновых и технических культур. В степи хорошие условия для развития животноводства. Через этот регион издавна проходили важные торговые пути из Европы в Азию, с севера Европы на юг. Он и сейчас сохраняет высокий транзитный потенциал. Донбасс имеет выход в Азовское море. Главные реки – Северский Донец, Самара, Волчья, Кальмиус – принадлежат к бассейнам Черного и Азовского морей.

Донецкий бассейн богат на полезные ископаемые, ставшие основой бурного развития отечественного промышленного производства. До начала XXI века он оставался наиболее индустриально развитым регионом Украины.

В силу исторических условий земли Подонцовья и Приазовья стали регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений (экспансия восточных кочевых племен, нашествие Орды и появление «Дикого поля», агрессия крымских татар и вытеснение ими православного, земледельческого населения). В новое время Подонцовье и Приазовье являлись российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявило заинтересованность в продвижении своих юго-восточных границ далее на юг, к Азовскому морю. Так Донецкий регион приобрел значение геополитического региона. К концу XVIII в. Донбасс стал частью Новороссии, нового макрорегиона Российской империи, сыгравшего в ХІХ-ХХ вв. роль локомотива модернизационных процессов.

Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донецкого бассейна, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. К настоящему времени в Донбассе проявляются определенные признаки новой межэтнической общности.

Предметом изучения курса «История» составляют закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса с древнейших времен до сегодняшнего дня. История становления и развития Донбасса рассматривается в контексте истории Украины, России и других соседних государств.

Задачи данного курса можно определить, как воспитательные и познавательные. Изучение истории Донецкого региона не только углубляет знания студентов, расширяет их кругозор, но и способствует формированию гражданина – патриота своего Отечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: