Идея вложения материальных и финансовых ресурсов предприятия в некоторую коммерческую сферу деятельности, как правило, находит свое выражение в инвестиционном проекте. Термин «инвестиционный проект» (ИП) имеет двоякий смысл:
1) это деятельность, предполагающая осуществление комплекса каких-либо мероприятий, обеспечивающих достижение определенных целей и результатов;
2) это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий (хозяйственных мероприятий) или описывающих такие действия (бизнес-план).
Бизнес-план - это документ, который должен комплексно, системно обосновывать управленческие решения, связанные с предпринимательской деятельностью:
ясно представлять цели и вытекающие из этого задачи;
объективно оценивать внешние и внутренние условия;
определять ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
доказывать эффективность данного решения для всех вовлеченных в бизнес участников.
Объектами бизнес-плана могут выступать:
1) вновь создаваемое предприятие (бизнес);
2) новые направления деятельности предприятия (создание нового изделия и освоение его производства, освоение новых технологий и т. д.);
3) текущая деятельность предприятия.
Функции бизнес-плана
1. Разработка концепции стратегии инвестирования (в период создания предприятия или выработки новых направлений его деятельности).
2. Планирование - позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать инвестиционный процесс.
3. Привлечение денежных средств для реализации проекта (ссуд, кредитов).
4. Привлечение к реализации проекта партнеров, которые могут вложить собственный капитал или передать на коммерческих началах имеющиеся у них технологии.
Бизнес-план должен обладать свойствами комплексности и системности. Комплексность предполагает полноту содержащейся информации (маркетинговой, экономической, технической, правовой, финансовой и др.). Системность - означает изложение информации по определенной схеме, построенной в соответствии с внутренней логикой описания бизнеса и доказательства эффективности предлагаемых решений.
В инвестиционной деятельности предприятия назначением бизнес-плана является обоснование долгосрочных инвестиционных решений, связанных с привлечением внешних источников финансирования для реализации поставленной цели. Инвестиционные решения требуют учета множества данных внешнего и внутреннего характера, что предполагает использование при их подготовке внешней и внутренней информационно-аналитической системы.
Бизнес-план рекомендуется составлять на три-пять лет вперед. При этом для первого года основные показатели должны иметь помесячную разбивку, для второго - поквартальную и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. Бизнес-план должен иметь определенную структуру и содержать обзор имеющихся альтернатив инвестиционного проекта по главным разделам.
Результатом оценки альтернативных вариантов проекта должен стать проект, предварительные условия и задачи которого определяются исходя из основной цели и возможных вариантов стратегии маркетинга, желаемой и достижимой доли рынка, соответствующих производственных мощностей, месторасположения предприятия, имеющихся сырья и материалов, соответствующей технологии и оборудования и оценки воздействия производства на окружающую среду. Финансовая часть исследований состоит в определении объема инвестиций, включая чистый оборотный капитал, издержки производства и маркетинга, поступления от продаж и прибыль на инвестированный капитал.
Структура и содержание разделов бизнес-плана инвестиционного проекта представлены в таблице.
Структура бизнес-плана
Наименование раздела и его структура | Назначение раздела |
1 | 2 |
1. Титульный лист | Предоставление информации об организаторе проекта. |
2. Резюме проекта 2.1. Предпосылки проекта. 2.2. Спонсоры проекта. 2.3. Сведения о проекте. | Обоснование выгодности проекта; введение в курс дела. |
3. Анализ рынка 3.1. Общеэкономический анализ. 3.2. Исследование рынка. | Характеристика положения дел в отрасли; выявление причин формирования потребности в товаре. |
4. Основы проектной стратегии | Характеристика выбранных целей и стратегий. |
5. Существо проекта | Создание целостного представления о предполагаемом производстве, продукции и производителе. |
Продолжение таблицы | |
1 | 2 |
6. План маркетинга 6.1 Концепция маркетинга. 6.2. Издержки и доходы маркетинга. | Изложение концепции маркетинга, оценка издержек маркетинга. |
7. Местоположение и окружающая среда | Характеристика зоны размещения предприятия. |
8. Производственный план 8.1. Материально-техническое обеспечение. 8.2. Технология и оборудование. 8.3. Производственная программа и производственная мощность. 8.4. Трудовые ресурсы. 8.5. Календарное осуществление проекта. | Убедительная аргументация продуманности производственного процесса. |
9. Организационный план | Характеристика структуры организации и управления предприятием |
10. Финансовый план и оценка инвестиций 10.1 Финансирование проекта. 10.2. План доходов и расходов. 10.3. Оценка эффективности проекта. | Характеристика финансирования проекта и подтверждение эффективности проекта |