Инвестиционное бизнес-планирование

Идея вложения материальных и финансовых ресурсов предприятия в некоторую коммерческую сферу деятельности, как правило, находит свое выражение в инвестиционном проекте. Термин «инвестиционный проект» (ИП) имеет двоякий смысл:

1) это деятельность, предполагающая осуществление комплекса каких-либо мероприятий, обеспечивающих достижение определенных целей и результатов;

2) это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий (хозяйственных мероприятий) или описывающих такие действия (бизнес-план).

Бизнес-план - это документ, который должен комплексно, системно обосновывать управленческие решения, связанные с предпринимательской деятельностью:

ясно представлять цели и вытекающие из этого задачи;

объективно оценивать внешние и внутренние условия;

определять ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

доказывать эффективность данного решения для всех вовлеченных в бизнес участников.

Объектами бизнес-плана могут выступать:

1) вновь создаваемое предприятие (бизнес);

2) новые направления деятельности предприятия (создание нового изделия и освоение его производства, освоение новых технологий и т. д.);

3) текущая деятельность предприятия.

Функции бизнес-плана

1. Разработка концепции стратегии инвестирования (в период создания предприятия или выработки новых направлений его деятельности).

2. Планирование - позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать инвестиционный процесс.

3. Привлечение денежных средств для реализации проекта (ссуд, кредитов).

4. Привлечение к реализации проекта партнеров, которые могут вложить собственный капитал или передать на коммерческих началах имеющиеся у них технологии.

Бизнес-план должен обладать свойствами комплексности и системности. Комплексность предполагает полноту содержащейся информации (маркетинговой, экономической, технической, правовой, финансовой и др.). Системность - означает изложение информации по определенной схеме, построенной в соответствии с внутренней логикой описания бизнеса и доказательства эффективности предлагаемых решений.

В инвестиционной деятельности предприятия назначением бизнес-плана является обоснование долгосрочных инвестиционных решений, связанных с привлечением внешних источников финансирования для реализации поставленной цели. Инвестиционные решения требуют учета множества данных внешнего и внутреннего характера, что предполагает использование при их подготовке внешней и внутренней информационно-аналитической системы.

Бизнес-план рекомендуется составлять на три-пять лет вперед. При этом для первого года основные показатели должны иметь помесячную разбивку, для второго - поквартальную и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. Бизнес-план должен иметь определенную структуру и содержать обзор имеющихся альтернатив инвестиционного проекта по главным разделам.

Результатом оценки альтернативных вариантов проекта должен стать проект, предварительные условия и задачи которого определяются исходя из основной цели и возможных вариантов стратегии маркетинга, желаемой и достижимой доли рынка, соответствующих производственных мощностей, месторасположения предприятия, имеющихся сырья и материалов, соответствующей технологии и оборудования и оценки воздействия производства на окружающую среду. Финансовая часть исследований состоит в определении объема инвестиций, включая чистый оборотный капитал, издержки производства и маркетинга, поступления от продаж и прибыль на инвестированный капитал.

Структура и содержание разделов бизнес-плана инвестиционного проекта представлены в таблице.

 

Структура  бизнес-плана

Наименование раздела и его структура Назначение раздела
1 2
1. Титульный лист   Предоставление информации об организаторе проекта.
2. Резюме проекта 2.1. Предпосылки проекта. 2.2. Спонсоры проекта. 2.3. Сведения о проекте. Обоснование выгодности проекта; введение  в курс дела.
3. Анализ рынка 3.1. Общеэкономический анализ. 3.2. Исследование рынка. Характеристика положения дел в отрасли; выявление причин формирования потребности в товаре.
4. Основы проектной стратегии Характеристика выбранных целей и стратегий.
5. Существо проекта Создание целостного представления о предполагаемом производстве, продукции и производителе.  

Продолжение таблицы

1 2
6. План маркетинга 6.1 Концепция маркетинга. 6.2. Издержки и доходы маркетинга. Изложение концепции маркетинга, оценка издержек маркетинга.
7. Местоположение и окружающая среда Характеристика зоны размещения предприятия.
8. Производственный план 8.1. Материально-техническое обеспечение. 8.2. Технология и оборудование. 8.3. Производственная программа и производственная мощность. 8.4.  Трудовые ресурсы. 8.5. Календарное осуществление проекта. Убедительная аргументация  продуманности производственного процесса.
9. Организационный план   Характеристика структуры организации и управления предприятием
10. Финансовый план и оценка инвестиций 10.1 Финансирование проекта. 10.2. План доходов и расходов. 10.3. Оценка эффективности проекта. Характеристика финансирования проекта и подтверждение эффективности проекта

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: